28.06.2020

Семантические категории.


Вопросы

1. Как вы думаете, почему Реформация началась именно в Германии?

Реформация началась не когда были высказаны идеи Мартина Лютера, по-настоящему она началась, когда во имя этих идей ряд князей начал войну против папы римского и императора. И такое действительно могло произойти только в Германии. Только там феодалы остались достаточно сильными, чтобы противостоять центральной власти, но центральная власть ещё не потеряла надежду поставить их под свой контроль. Кроме того, именно в Германии был актуален длившейся уже много столетий конфликт между императором и папой римским. Именно по этому Рим так пристально следил за идеями, которые высказывались в Германии и столь болезненно отреагировал на Лютера. Именно по этому князья использовали Лютера как оружие против центральной власти.

Приблизительно в то же время крамольные с точки зрения католической церкви высказывал Ульрих Цвингли. Он считается основателем одной из ветвей протестантизма. Но он проповедовал в Швейцарии (в Цюрихе). Швейцария тогда уже только формально была частью Священной Римской империи германской нации, фактически швейцарцы давно доказали своё право на независимость. И император, и папа римский помнили опыт прошлых завоевателей этой страны. С другой стороны, Швейцария не претендовала на роль значительного игрока в европейской политики. Именно по этому на крамольные идеи в Цюрихе не стали обращать внимания: конфликта не получилось. В итоге протестантизм возник из конфликта, спровоцированного Лютером.

Это нельзя считать случайностью. Протестанты выступали против продажности церкви и против её роли посредницы между верующими и Богом. Индульгенция как раз была символом продажности, потому что обещала спасение за плату, а не за праведную христианскую жизнь. Также её продавцы утверждали, что католическая церковь распоряжается благодатью, накопленной святыми, и именно потому индульгенция сработает: то есть здесь посредническая роль церкви между человеком и Богом проявлялась больше всего, а накопленная святыми благодать стала ресурсом при этом посредничестве.

3. Почему в Реформации появились разные направления?

Протестантизм утверждал, что каждый должен сам читать Евангелие и руководствоваться только своей совестью. Не удивительно, что некоторые духовные учителя вычитали там идеи, немного отличные от лютеровских; а совесть требовала от них распространять эти идеи. Так и появились другие ветви протестантизма.

Также нужно помнить, что цвинглианство возникло потому, что Цвинли проповедовал одновременно с Лютером и разрабатывал свои идеи независимо от него.

4. Какие положения программ Крестьянской войны говорят о влиянии Реформации на их составителей?

Восставшие крестьяне, так же, как и Лютер, выступали против учения католической церкви. Кроме того, они так же выступали за то, чтобы лишить церковь её огромных богатств и светской власти, ввести выборность священников. Сходились крестьяне с Лютером и вопросе об уничтожении монастырей.

5. Почему сторонников Реформации стали называть протестантами?

Их стали так называть потому, что они заявили протест против решения рейхстага 1529 года.

6. Каковы были итоги Реформации к середине XVI в.?

Протестантизм окончательно оформился как вероучение;

Оформились отдельные ветви протестантизма;

В середине XVI в. наконец закончились гражданские войны в Священной римской империи германской нации (а также выступления крестьян и рыцарей);

Протестантизм распространился за пределы империи;

Назревала основанная на идеях протестантизма революция в Нидерландах;

Назревали гражданские войны за пределами империи, например, во Франции;

Протестантизм стал официальной религией некоторых германских княжеств и некоторых государств за пределами империи;

В ответ на реформацию началась контрреформация.

Задания

1. Опираясь на текст параграфа, докажите, что Реформация назревала по всей Европе, а не только в Германии.

Реформация слишком легко была воспринята в других странах Европы (Франции, Нидерландах и др.). Это значит, что она там давно назревала.

2. Определите, как связаны с идеей Лютера об оправдании верой следующие положения его тезисов.

а) Требование секуляризации церковного имущества.

Церковь должна быть лишена своей власти, потому что она не может привести человека к спасению. Должна она быть лишена и богатств, как средства достижения этой власти.

б) Осуждение монашества.

Аскетизм не может привести к спасению, к нему могут привести только раскаяние и вера. Потому монахи обманывают и себя, и других.

в) Осуждение паломничества

Паломничество не укрепляет веру, но даёт человеку ложную надежду на спасение.

г) Сокращение числа церковных таинств.

Церковь не должна быть посредником между человеком и Богом. Она может лишь подсказать человеку правильное решение, когда у него есть вопросы. Потому таинства по сути не нужны, они как раз и укрепляют эту посредническую роль, потому что их может проводить только церковь. Вместо этого каждый должен просто сам читать Библию.

Источников веры может быть только Библия, слова Господа, а не слова людей, будь то папа римский или участники соборов.

3. Определите, какие из приведенных высказываний принадлежат Лютеру, а какие - Мюнцеру. На основании текста параграфа и этих высказываний найдите различия во взглядах двух реформаторов:

а) «Когда, какой заповедью Бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости Бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни...»

б) «Каждый христианин, если только он истинно раскаивается, получает полное отпущение вины и без индульгенции».

в) «Если мы на законном основании вешаем воров и обезглавливаем грабителей, то почему мы должны потакать римскому корыстолюбию - величайшему вору и разбойнику изо всех существовавших или могущих существовать на земле, - которое прикрывается священным именем Христа и святого Петра?»

г) «Бороться против власти папы, не признавать отпущения грехов, чистилища, панихид и других злоупотреблений значит проводить реформу только наполовину».

д) «Беритесь за дело Божие и выходите на борьбу. Время настало! Убеждайте ваших братьев не презирать слова Божия, иначе им грозит погибель... Господь хочет приняться за дело; злодеи должны погибнуть».

е) «Всякий, кто может, должен их (крестьян) бить, душить, колоть тайно или явно и помнить, что не может быть ничего ядовитее, вреднее, ничего более дьявольского, чем мятежник. Его надо убивать, как бешеную собаку: если ты его не убьешь, то он убьет тебя и вместе с тобою целую страну».

а) Мюнцер

в) Мюнцер

г) Мюнцер

д) Мюнцер

Лютер выступал за духовное самосовершенствование человека и против власти лишь римской церкви, существующий социальный порядок он считал справедливым, а светские власти – своим союзником. В то же время Мюнцер призывал бороться как за реформу церкви, так и за реформу социальных порядков, в пользу пересмотра феодальных отношений.

1. Установите, какие из следующих предложений являются логическими высказываниями, а какие — нет (объясните почему):

  • а) Солнце есть спутник Земли ”;
  • б) 2+3 ´ 4 ”;
  • в) сегодня отличная погода ”;
  • г) в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” 3 432 536 слов ”;
  • д) Санкт-Петербург расположен на Неве ”;
  • е) музыка Баха слишком сложна ”;
  • ж) первая космическая скорость равна 7.8 км/сек ”;
  • з) железо — металл ”;
  • и) если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным ”;
  • к) если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный ”.

2. Укажите, какие из высказываний предыдущего упражнения истинны, какие — ложны, а какие относятся к числу тех, истинность которых трудно или невозможно установить.
Ответ
Истинные: д), з), к);
ложные: а), и);
истинность трудно установить : г);
можно рассматривать и как истинное, и как ложное в зависимости от требуемой точности представления: ж).

3. Приведите примеры истинных и ложных высказываний:

  • а) из арифметики; б) из физики;
  • в) из биологии; г) из информатики;
  • д) из геометрии; е) из жизни.

Ответ Образцы.
Истинные высказывания: а) 2+2=4 ”; б) “сила притяжения тел обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними” в) “зайцы питаются растениями” ; г) “бит - фундаментальная единица информации, используемая в теории информации” ; д) “два треугольника равны, если две стороны и угол между ними одного треугольника равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника” ; е) “понедельник - первый день недели.

Ложные высказывания : а) “4+3=5” ; б) “тело падает на Землю с ускорением, пропорциональным своей массе” ; в) “животные это неживая природа" г) “информатика - наука о термической обработке металлов” ; д) “квадрат это фигура у которой пять сторон” ; е) “лев - домашнее животное” .

4. Сформулируйте отрицания следующих высказываний или высказывательных форм:

  • а) Эльбрус — высочайшая горная вершина Европы ”;
  • б) 2>=5 ”;
  • в) 10<7 ”;
  • г) все натуральные числа целые ”;
  • д) через любые три точки на плоскости можно провести окружность ”;
  • е) теннисист Кафельников не проиграл финальную игру ”;
  • ж) ”;
  • з) это утро ясное и теплое ”;
  • и) число n делится на 2 или на 3 ”;
  • к) ”;
  • л) "на контрольной работе каждый ученик писал своей ручкой ".

Ответ а) “Эльбрус – не высочайшая горная вершина Европы” ; б) “2<5” ; в) “10>=7” ; г) “не все натуральные числа целые” ; д) “не через любые три точки на плоскости можно провести окружность” ; е) “теннисист Кафельников проиграл финальную игру” ; ж) “мишень не поражена первым выстрелом” ; з) “это утро не ясное или оно не теплое” (Пояснение. Пусть А = “это утро ясное” , а B = “это утро теплое” . Тогда “это утро ясное и теплое” можно записать как А В, отрицанием чего является , что соответствует высказывательной форме “это утро не ясное или оно не не теплое ”; и) “число n не делится на 2 и оно делится на 3” ; к) “этот треугольник не равнобедренный или он не прямоугольный” ; л) “не каждый ученик писал контрольную своей ручкой” (вариант: "кто-то писал контрольную не своей ручкой" ).

5. Определите, какие из высказываний (высказывательных форм) в следующих парах являются отрицаниями друг друга, а какие нет:

  • а) 5<10 ”, “5>10 ”;
  • б) 10>9 ”, “10<=9 ”;
  • в) мишень поражена первым выстрелом ”, “мишень поражена вторым выстрелом ”;
  • г) машина останавливалась у каждого из двух светофоров ”, “машина не останавливалась у каждого из двух светофоров ”,
  • д) человечеству известны все планеты Солнечной системы ”, “в Солнечной системе есть планеты, неизвестные человечеству ”;
  • е) существуют белые слоны ”, “все слоны серые ”;
  • ж) кит — млекопитающее ”, “кит — рыба ”;
  • з) неверно, что точка А не лежит на прямой а ”, “точка А лежит на прямой а ”;
  • и) прямая а параллельна прямой b ”, “прямая a перпендикулярна прямой b ”;
  • к) этот треугольник равнобедренный и прямоугольный ”, “этот треугольник не равнобедренный или он не прямоугольный ”.

Ответ Являются отрицаниями друг друга: б), г), д), к);
не являются отрицаниями друг друга: а), в), е), ж), з), и).

6. Определите значения истинности высказываний:

  • а) наличия аттестата о среднем образовании достаточно для поступления в институт ”;
  • б) наличие аттестата о среднем образовании необходимо для поступления в институт ”;
  • в) если целое число делится на 6, то оно делится на 3 ”;
  • г) подобие треугольников является необходимым условием их равенства ”;
  • д) подобие треугольников является необходимым и достаточным условием их равенства ”;
  • е) треугольники подобны только в случае их равенства ”;
  • ж) треугольники равны только в случае их подобия ”;
  • з) равенство треугольников является достаточным условием их подобия ”;
  • и) для того, чтобы треугольники были неравны, достаточно, чтобы они были неподобны ”;
  • к) для того, чтобы четырёхугольник был квадратом, достаточно, чтобы его диагонали были равны и перпендикулярны ”.

7. Подставьте в приведённые ниже высказывательные формы вместо логических переменных a, b, c, d такие высказывания, чтобы полученные таким образом составные высказывания имели смысл в повседневной жизни:

  • а) если или (b и с)), то d;
  • б) если (не а и не b), то или d);
  • в) или b) тогда и только тогда, когда и не d).

9. Формализуйте предостережение, которое одна жительница древних Афин сделала своему сыну, собиравшемуся заняться политической деятельностью: “Если ты будешь говорить правду, то тебя возненавидят люди. Если ты будешь лгать, то тебя возненавидят боги. Но ты должен говорить правду или лгать. Значит, тебя возненавидят люди или возненавидят боги ”.

Формализуйте также ответ сына: “Если я буду говорить правду, то боги будут любить меня. Если я буду лгать, то люди будут любить меня. Но я должен говорить правду или лгать. Значит, меня будут любить боги или меня будут любить люди ”.
Ответ Решение. Введем обозначения для логических высказываний: а – “ты будешь говорить правду” ; b – “тебя возненавидят люди” ; c – “тебя возненавидят боги” . Договоримся считать, что некоторое заданное высказывание x истинно, если нет оговорки. Тогда предостережение матери можно записать так: . А ответ сына – так:

а) “это утро ясное и тёплое” ;

ж) “это утро не ясное или не тёплое” ;

б) “это утро ясное и оно не тёплое” ;

з) “это утро не ясное и не тёплое” ;

в) “это утро не ясное и оно не тёплое” ;

и) “это утро ясное или не тёплое” ;

г) “это утро не ясное или оно тёплое” ;

к) “если это тро ясное, то оно не тёплое” ;

д) “это утро ясное или оно не тёплое” ;

л) “если это утро не ясное, то оно тёплое” ;

е) “это утро не ясное или оно не тёплое” ;

м) “это утро ясное и не тёплое” .

11. Из двух данных высказываний a и b постройте составное высказывание, которое было бы:

  • а) истинно тогда и только тогда, когда оба данных выказывания ложны;
  • б) ложно тогда и только тогда, когда оба данных высказывания истинны.

12. Из трех данных высказываний a, b, c постройте составное высказывание, которое истинно, когда истинно какое-либо одно из данных высказываний, и только в этом случае.

Ответ: .

13. Определите с помощью таблиц истинности, какие из следующих формул являются тождественно истинными или тождественно ложными:

а)

д)

б)

е)

в)

ж)

г)

14. Упростите следующие формулы, используя законы склеивания:

Ответ а) b c; б) a; в) c (a v b) v a b (Указание: повторить четвертое логическое слагаемое 3 раза); г) a v c.

15. Упростите следующие формулы, используя законы поглощения:

16. Постройте таблицы истинности для логических формул и упростите формулы, используя законы алгебры логики:

  • а)
  • б)
  • в)
  • д)
  • е)
  • ж)
  • з)
  • и)
  • к)

17. Приведите примеры переключательных схем, содержащих хотя бы два переключателя, функция проводимости которых

  • а) тождественно равна единице;
  • б) тождественно равна нулю.

18. Найдите функции проводимости следующих переключательных схем:

а)

б)

в)

г)

19. Проверьте равносильность следующих переключательных схем:

  • а)
  • б)
  • в)
  • г)
  • д)

Ответ Равносильны: б), в), д);
неравносильны: а), г).

Пояснения. Обозначим функции проводимости рассматриваемых переключательных схем как F 1 и F 2 , соответственно. Тогда:

а) ; ;
б) ; ;
в) ; ;
д) ; .

20. Постройте переключательные схемы с заданными функциями проводимости:

  • б)
  • в)
  • г) 24. Виновник ночного дорожно-транспортного происшествия скрылся с места аварии.
    Первый из опрошенных свидетелей сказал работникам ГАИ, что это были “Жигули”, первая цифра номера машины — единица. Второй свидетель сказал, что машина была марки “Москвич”, а номер начинался с семёрки. Третий свидетель заявил, что машина была иностранная, номер начинался не с единицы. При дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера. Какой марки была машина и с какой цифры начинался номер?
    Ответ
    “Жигули”, номер начинается с семерки.

    25. Пятеро одноклассников: Ирена, Тимур, Камилла, Эльдар и Залим стали победителями олимпиад школьников по физике, математике, информатике, литературе и географии.
    Известно, что:

    • победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере;
    • Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
    • Тимур всегда побаивался физики;
    • Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием; 26. Ирена любит мороженое с фруктами. В кафе был выбор из таких вариантов:
      • пломбир с орехами;
      • пломбир с бананами;
      • пломбир с черникой;
      • шоколадное с черникой;
      • шоколадное с клубникой.

      В четырёх вариантах Ирене не нравились или тип мороженого, или наполнитель, а в одном варианте ей не нравились ни мороженое, ни наполнитель. Она попросила приготовить из имеющихся продуктов порцию по своему вкусу.
      Какое же мороженое и с какими фруктами любит Ирена?
      Ответ Пломбир с клубникой. Пояснение. Два других возможных варианта – шоколадное с орехами и шоколадное с бананами, не подходят по условию задачи (число вариантов, в которых не нравятся и тип мороженого и наполнитель, в этих случаях равно двум вместо одного).

      27. На очередном этапе автогонок “Формула 1” первые четыре места заняли Шумахер, Алези, Хилл и Кулхардт. Опоздавший к месту награждения телерепортёр успел заснять пилотов, занявших второе и третье места, которые поливали друг друга шампанским. В это время Шумахер с четвёртым гонщиком пожимали друг другу руки. Далее в кадр попал мокрый Хилл, поздравляющий пилота, занявшего второе место. Напоследок оператор снял сцену, в которой Шумахер и Кулхардт пытались втащить на пьедестал почёта пилота, занявшего четвёртое место. Просматривая отснятый материал, режиссёр спортивного выпуска быстро разобрался, кто из пилотов какое место занял. Он знал, что, в соответствии с церемонией награждения победителей гонок, пилоты, занявшие первые три места, поливают друг друга шампанским из огромных бутылок знаменитой фирмы — спонсора соревнований. Какое же место занял каждый пилот?
      Ответ
      Шумахер пришел первым, Кулхардт – вторым, Хилл – третьим и Алези – четвертым. Пояснение. Шумахер не четвертый, так как он пожимал четвертому руку; он не второй и не третий, так как пилоты, занявшие эти места поливали друг друга шампанским в то время как он пожимал руку. Следовательно, Шумахер первый. Далее, раз Хилл мокрый, то он занял одно из призовых мест, но не первое и не второе (поздравлял пилота, занявшего второе место). Следовательно, Хилл – третий. Кулхардт занял не четвертое место, так как он втаскивал на пьедестал пилота, занявшего четвертое место. Следовательно, он второй.

      28. В некотором царстве-государстве повадился Змей Горыныч разбойничать. Послал царь четырёх богатырей погубить Змея, а награду за то обещал великую. Вернулись богатыри с победой и спрашивает их царь: “Так кто же из вас главный победитель, кому достанется царёва дочь и полцарства?” Засмущались добры молодцы и ответы дали туманные: Сказал Илья Муромец: “Это все Алеша Попович, царь-батюшка”. Алеша Попович возразил: “То был Микула Селянинович”. Микула Селянинович: “Не прав Алеша, не я это”. Добрыня Никитич: “И не я, батюшка”. Подвернулась тут баба Яга и говорит царю: “А прав то лишь один из богатырей, видела я всю битву своими глазами”.
      Кто же из богатырей победил Змея Горыныча? 30. Обсуждая конструкцию нового трёхмоторного самолёта, трое конструкторов поочередно высказали следующие предположения:
      1) при отказе второго двигателя надо приземляться, а при отказе третьего можно продолжать полёт;
      2) при отказе первого двигателя лететь можно, или при отказе третьего двигателя лететь нельзя;
      3) при отказе третьего двигателя лететь можно, но при отказе хотя бы одного из остальных надо садиться.
      Лётные испытания подтвердили правоту каждого из конструкторов. Определите, при отказе какого из двигателей нельзя продолжать полёт.
      Ответ
      При отказе второго двигателя нельзя продолжать полет.

      31. В соревнованиях по плаванию участвовали Андрей, Виктор, Саша и Дима. Их друзья высказали предположения о возможных победителях:
      1) первым будет Саша, Виктор будет вторым;
      2) вторым будет Саша, Дима будет третьим;
      3) Андрей будет вторым, Дима будет четвёртым.
      По окончании соревнований оказалось, что в каждом из предположений только одно из высказываний истинно, другое ложно.
      Какое место на соревнованиях занял каждый из юношей, если все они заняли разные места.
      Ответ Первое место занял Саша, второе – Андрей, третье – Дима, четвертое – Виктор.

      32. Для длительной международной экспедиции на околоземной космической станции надо из восьми претендентов отобрать шесть специалистов: по аэронавтике, космонавигации, биомеханике, энергетике, медицине и астрофизике. Условия полёта не позволяют совмещать работы по разным специальностям, хотя некоторые претенденты владеют двумя специальностями. Обязанности аэронавта могут выполнять Геррети и Нам; космонавигатора — Кларк и Фриш; биомеханика — Фриш и Нам; энергетика — Депардье и Леонов; врача — Депардье и Хорхес; астрофизика — Волков и Леонов.
      По особенностям психологической совместимости врачи рекомендуют совместные полеты Фриша и Кларка, а также Леонова с Хорхесом и Депардье. Напротив, нежелательно, чтобы Депардье оказался в одной экспедиции с Намом, а Волков — с Кларком. Кого следует включить в состав экспедиции?
      Ответ
      В экспедицию следует включить: аэронавтом – Геррети, космонавигатором – Кларка, биомехаником – Фриша, энергетиком – Депардье, врачом – Хорхеса, астрофизиком – Леонова.

  • Читайте также:
    1. A1Какое из высказываний, приведённых ниже, содержит ответ на вопрос: «Почему немцы постоянно простреливали трассу, проложенную по льду Финского»?
    2. I8.Какие выигрыши получает страна, использующая труд иностранной рабочей силы?
    3. А) Задание по вводу в действие производственных мощностей
    4. В каком из приведенных случаев возможно протекание реакции обмена?
    5. В ходе анализа ТРГ по методу Шварц ребенка 14 лет установлена гнатическая форма открытого прикуса. Какие параметры позволили это подтвердить.
    6. В чем суть широкой трактовки понятия «рационализм»? Какие определения «рационализму» дает автор?
    7. ВНИМАНИЕ: никакие корректировки данных в других полях, а уж тем более удаление, добавление полей и записей, изменение типа и размера полей не допускаются.
    8. Внутри сосудистого клубочка между капиллярами находятся отростчатые клетки мезенхимального происхождения. Какие это клетки?
    9. Диагностическое задание «Лесенка»

    1. У меня дар, талант понимать людей, этого никто не может отрицать (___)

    2. Я обязательно помогу вам изменить себя. (___)

    3. Мы вместе с вами постараемся увидеть ваши проблемы другими глазами. (___)

    4. Кто бы мог подумать, что такая молодая и красивая женщина будет думать о смерти. (___)

    5. Вы серьезно относитесь к тому, что с вами происходит. (___)

    6. Вы можете рассчитывать на мои профессиональные знания и опыт. (___)

    7. Трудно начинать работу при таком сопротивлении с вашей стороны. (___)

    8. Вы бы себя пожалели, чем быстрее будете говорить правду, тем легче найдем решение. (___)

    9. Думаю, что с этой задачей эффективнее справится мой коллега. (___)

    10. Вы уже разочарованы! Чем? (___)

    11. Вам обязательно нужно провериться у психиатра. (___)

    12. Вы должны ежедневно подходить к зеркалу и говорить себе: «Я умная, я красивая, я счастливая». (___)

    13. Я считаю, что вам крайне важно изменить свою внешность. (___)

    14. Вы похожи сейчас на колючего ежика, думаю, что вам это и самой не очень нравится. (___)

    15. Прекратите истерику, замолчите! (___)

    16. Думаю, что вы согласитесь со мной, вам надо предпринять следующее…(___)

    17. Скорее всего вам надо заняться не самоедством, а самоизучением. (___)

    19. Нельзя повторять это без конца – это не сеанс черной магии. (___)

    20. Вам необходимо выбрать для себя новые способы выражения чувств к нему. (___)

    21. Я собираюсь предложить вам несколько вариантов, но выбирать будете вы сами. (___)

    22. Я знаю, что вы примете верное для себя решение. У вас есть для этого все основания. (___)

    23. У вас есть все данные, чтобы принять верное решение и понять его последствия. (___)

    24. Почему бы вам не заняться этим сразу сейчас? (___)

    25. Я хочу предложить вам такой вариант, может быть, он вас устроит…(___)

    26. Никто за вас это не сделает, делайте это сами, именно вы и вы сами это сделаете…(___) (По Г.С. Абрамовой )

    Задание №26. Ниже приведены известнейшие психологические рекомендации. Как вы считаете, можно ли пользоваться им в психологическом консультировании как универсальными рекомендациями и почему? Определите существенный дефект рекомендации подобного рода. Аргументируйте свой ответ.

    1. П. Брегг предлагает список «заповедей»: «Самый большой грех – страх! Самый лучший день – сегодня! <…> Самая большая слабость – ненависть. <…> Самая большая потребность – чувство общности. Самая величайшая мысль – Бог. Самое большое богатство – здоровье. <…> Самый большой друг и товарищ – хорошие книги. <…> Твои враги – зависть, жадность, потакание собственным слабостям, жалость к самому себе. <…> Самый умный человек – тот, который всегда делает, что ему думается. Это правило, следуя которому можно стать умным человеком».

    2. Д. Карнеги предлагает руководствоваться 6 правилами, чтобы всегда нравиться людям: 1) искренне интересуйтесь другими людьми; 2) улыбайтесь; 3) помните, что имя человека – это самый сладостный самый важный для него звук на любом языке; 4) будьте хорошим слушателем, поощряйте других говорить о самих себе; 5) говорите о том, что интересует вашего собеседника; 6) внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

    Задание №27. Из перечисленных ниже ролей психолога-консультанта выделите те, которые наиболее часто актуализируются в современной практике профессиональным (ПП) и непрофессиональным (НП) психологами. Какие из ролей, на ваш взгляд, более эффективны, чем другие, и почему?

    Терпеливый слушатель (___); «жилетка», в которую можно поплакаться (___); умный аналитик (___); суггестолог (___); знаток психологических закономерностей (___); духовный наставник (___); собеседник (___); «врачеватель души» (___); советник (___); «второе Я» клиента (___); умелый фасилитатор для тех, кто пришел в уныние (___); посредник (___), «третейский судья» (___).

    2. …Ранения не заживают вмиг.

    Мы действуем умом, а не колдуем,

    Дай только срок…

    (У. Шекспир )

    4. Власть без злоупотребления ею теряет свою привлекательность. (П. Валери )

    6. Лучше совершенно точно ошибаться, чем приблизительно верно утверждать правильные вещи. (Дж. Тьюки )

    8. Сумей поймать за хвост бесенка, и он откроет тебе, где прячется дьявол. (Китайская пословица )

    11. Тайна – это то, что вы отдаете другим, чтобы сохранить ее. Уверенность – это то, что было у тебя прежде, чем ты узнал об этом больше. (М. Олден )

    13. Не верьте тому, что слышите; не верьте традициям только потому, что они передаются из поколения в поколение; не верьте тому, что повторяется многими; не верьте догадкам… Не верьте вашим хозяевам и старшим только из-за их авторитета. Когда вы убедитесь путем наблюдения и анализа, что принцип сообразуется с причиной, что ведет он к пользе и благополучию всех, примите его и держитесь за него. (Гаутама Будда )

    14. Сотни людей говорят, но лишь один из них способен думать; тысячи людей думают, но лишь один из них способен понимать. Ясное понимание – это и поэзия, и пророчество, и религия, вместе взятые. (Дж. Раскин )

    КРЕСТЬЯНСКАЯ ВОЙНА В ГЕРМАНИИ

    1. Программа Томаса Мюнцера и его сторонников.

    2. «Двенадцать статей»:

    а) общий характер этой программы;

    б) ее радикальные и умеренные требования.

    3. Бюргерская программа:

    а) план политических преобразований в империи;

    б) требования горожан;

    в) позиция бюргерства по отношению к рыцарству.

    МЮНЦЕР О ФЕОДАЛАХ

    Смотрите, главная причина ростовщичества, воровства и разбоя - наши господа и князья! Они захватывают себе, что вздумается: рыбу в воде, птицу в воздухе, растения на земле - все должно принадлежать им. И после этого они [князья] распространяют среди бедняков заповеди божьи и говорят: бог повелел - не укради! Но для себя они этот запрет не считают обязательным. Поэтому они и притесняют всех людей, разоряют и грабят бедных земледельцев, ремесленников и целый свет. Если же у них кто-либо возьмет хотя бы самую малость, то его отправляют на виселицу, а доктор Люгнер тогда приговаривает: «Аминь!» Господа сами виноваты, что бедный человек становится их врагом. Они не хотят устранить причин возмущения, как же они могут надеяться на спокойное благополучие? Так говорю я! За подобные речи меня называют мятежником. И пусть!

    МЮНЦЕР О ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ И БОРЬБЕ С ФЕОДАЛАМИ

    Кротчайший кум Лейзетретер [«Тихоход»] утверждает, что я хотел поднять восстание, вычитав это из моего послания горнорабочим. Он говорит об этом, но умалчивает о самом главном, о том, что я ясно высказал князьям. Я объявил им, что всей общине принадлежит сила меча, равно как и ключ к отпущению, и что на основании текста Даниила (7), Апокалипсиса (7) и послания к римлянам (13,1) князья являются отнюдь не господами, но слугами общины. Они должны поступать не так, как им нравится, но согласно со справедливостью...

    Когда, какой заповедью бог дал князьям такую власть, что мы, бедняки, должны проводить на барщине все хорошие дни и можем работать у себя на поле только в дождь, обливаясь кровавым потом? В своей справедливости бог не потерпит, чтобы нас постоянно заставляли косить их луга, возделывать пашни, сеять, выдергивать, чистить, мять, мыть, трепать, чесать и прясть лен, лущить горох, собирать морковь и спаржу... Проклятие их позорной власти и разбойничьим правам! Что сказать о тех тиранах и злодеях, которые присваивают себе все налоги, пошлины и сборы и бесстыдно проматывают их, тогда как они должны идти в общую казну и идти на пользу всей стране? Если кто-нибудь вздумает поморщиться по поводу этого, с ним тотчас же поступают, как с изменником: ведут на пытку, отрубают голову, четвертуют. Его жалеют меньше, чем бешеную собаку... Да, их власть не от бога, они сподвижники дьявола, их повелитель - сатана. Свергнуть этого Моаба и Бегемота - истинно богоугодное дело; писание называет их не слугами божьими, но змеями и волками...

    Если до сих пор вы уплачивали подушные подати и были крепостными, то теперь вы станете "Настоящими рабами, лишенными всякого права над собой и своим добром. Вас будут, как в Турции, продавать, словно скот, лошадей и волов... Горе, беда вашим детям, которым вы оставите такое несчастное наследство!

    Семантические категории

    Выражения (слова и словосочетания) естественного языка, имеющие какой-либо самостоятельный смысл, можно разбить на так называемые семантические категории, к которым относятся: 1) предложения: повествовательные, побудительные, вопроси­тельные; 2) выражения, играющие определенную роль в составе предложений: дескриптивные и логические термины 9 .

    Суждения выражаются в форме повествовательных предложе­ний (например, «Киев - город», «Корова - млекопитающее»). В этих суждениях субъектами соответственно являются «Киев», «корова», а предикатами - «город», «млекопитающее».

    К дескриптивным (описательным) терминам относятся:

    1. Имена предметов - слова или словосочетания, обознача­ющие единичные (материальные или идеальные) предметы («Аристотель», «первый космонавт», «7») или классы однород­ных предметов (например, «пароход», «книга», «стихотворение», «засуха», «гвардейский полк» и др.).

    В суждении «Енисей - река Сибири» встречаются три имени предмета: «Енисей», «река», «Сибирь». Имя предмета «Енисей» выполняет роль субъекта, а имена «река» и «Сибирь» входят в предикат («река Сибири») как его две составные части.

    2 Предикаторы - слова и словосочетания, обозначающие свойства предметов или отношения между предметами (напри­мер, «порядочный», «синий», «электропроводный», «есть город», «меньше», «есть число», «есть планета» и др.). Предикаторы бывают одноместные и многоместные. Одноместные предикато­ры обозначают свойства (например, «талантливый», «горький», «большой»). Многоместные предикаторы обозначают (выража­ют) отношения. Двухместными предикаторами являются: «ра­вен», «больше», «мать», «помнит» и др. Например, «Площадь земельного участка А равна площади земельного участка В», «Мария Васильевна - мать Сережи». Пример трехместного предикатора: «между» (например, «Город Москва расположен между городами Санкт-Петербург и Ростов-на-Дону»).

    3. Функциональные знаки - выражения, обозначающие предметные функции, операции («ctg α», «+», «V - » и др.).

    Кроме того, в языке встречаются так называемые логические термины (логические постоянные, или логические константы).

    В естественном языке имеются слова и словосочетания: «и», «или», «если... то», «эквивалентно», «равносильно», «не», «невер­но, что», «всякий» («каждый», «все»), «некоторые», «кроме», «то­лько», «тот... который», «ни... ни», «хотя... но», «если и только

    если» и многие другие, выражающие логические константы (по­стоянные).

    В символической (или математической) логике в качестве таких констант обычно используются конъюнкция, дизъюнкция, отрицание, импликация, эквиваленция, кванторы общности и су­ществования и некоторые другие.

    В символической логике логические термины (логические по­стоянные) выражаются следующим образом:

    Конъюнкция соответствует союзу «и». Конъюнктивное выска­зывание обозначается , или , или (например, «Закон­чились лекции (а), и студенты пошли домой (b)») .

    Дизъюнкция соответствует союзу «или». Дизъюнктивное суж­дение обозначается: (нестрогая дизъюнкция) и (строгая дизъюнкция); отличие их в том, что при строгой дизъюнкции сложное суждение истинно только в том случае, когда истинно одно из составляющих суждений, но не оба, а при нестрогой дизъюнкции истинными могут быть одновременно оба суждения. «Он шахматист или футболист» обозначается как «Сейчас

    Петров находится дома или в институте» обозначается как

    Импликация соответствует союзу «если... то». Условное суж­дение обозначается: или (например, «Если будет хоро­шая погода, то мы пойдем в лес»).

    Эквиваленция соответствует словам «если и только если»,

    «тогда и только тогда, когда», «эквивалентно». Эквивалентное высказывание обозначается , или , или

    Отрицание соответствует словам «не», «неверно, что». От­рицание высказывания обозначается (например, «пада­ет снег» (а); «неверно, что падает снег» .

    Квантор общности обозначается и соответствует кванто­вым словам «все» («всякий», «каждый», «ни один»). - запись в математической логике (например, в суждении «Все красные мухоморы ядовиты» кванторное слово «все»).

    Квантор существования обозначается 3 и соответствует сло­вам «некоторые», «существует». -запись в математичес­кой логике (например, в суждениях «Некоторые люди имеют высшее образование» или «.Существуют люди, которые имеют высшее образование» кванторные слова выделены курсивом).

    Выразим в форме схемы разновидности семантических кате­горий (рис. 2).

    1. Определить дескриптивные и логические термины в сужде­нии: «Все организмы являются одноклеточными или многокле­точными». В этом суждении дескриптивными терминами явля­ются: «организм», «многоклеточный организм», «одноклеточный организм», а логическими терминами: «все», «или».

    2. Определить, к каким семантическим категориям относятся следующие выражения: а) листья, упавшие на землю (дескрип­тивный термин, имя предмета); б) листья упали на землю (сужде­ние, выраженное в форме повествовательного предложения); в) на всякое погруженное в жидкость тело действует выталкива­ющая сила (суждение, выраженное в форме повествовательного предложения); г) вы пойдете сегодня в библиотеку? (вопроси­тельное предложение, не содержащее суждения); д) брат Ивана (дескриптивный термин, имя предмета).

    Покажем, каким образом, используя семантические катего­рии, можно выявлять логическую структуру мыслей. Ниже при­водятся четыре сложных суждения, структуру которых надо вы­разить в виде формул, используя введенные логические термины.

    1. Если у меня будет свободное время (а) и я сдам экзамены по педагогике (b) и психологии (с), то я поеду отдыхать в Крым (d) или на Кавказ (е).

    Формула:

    Здесь буква а обозначает суждение: «У меня будет свободное время»; буква b - суждение: «Я сдам экзамен по педагогике»; буква с - суждение: «Я сдам экзамен по психологии»; буква d - «Я поеду отдыхать в Крым»; буква е - «Я поеду отдыхать на Кавказ».

    2. «Если человек с детства и юности своей не давал нервамвластвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и бу­дут ему послушны» (К. Д. Ушинский).

    Формула:

    Здесь буква а обозначает суждение: «Человек с детства давал нервам властвовать над собой». А так как у нас имеется отрица­ние («не давал»), то запишем

    3. «И добродетель стать пороком может, когда ее неправиль­но приложат» (В. Шекспир).

    Чтобы выявить структуру этого суждения, надо сначала четко выявить основание и следствие, а для этого данное суждение следует привести к четкой логической форме: «Если добродетель неправильно приложат (а), то она может стать пороком (b )».

    Формула:

    4. «Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой, если единственным вознаграждением за труд стало наслаждение красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека, - он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность» (В. А. Сухомлинский).

    Формула:

    Задачи к теме «Предмет и значение логики»

    I. Укажите предметное (денотат) и смысловое (концепт) значения выражений: космонавт, металл, автор комедии в стихах «Горе от ума», орденоносец, писатель, участник Великой Отечественной войны.

    II. Укажите, какие из приведенных выражений являются имен­ными функциями и какие пропозициональными; определите их местность (одноместная, или двухместная, или трехместная) и получите из них имена или предложения, выражающие выска­зывания (суждения), - истинные или ложные.

    1. Человек х рыжеволос.

    2. Разность чисел 15 и z .

    3. Сумма х 3 +у 3 .

    4. х - современное государство.

    5. Ученый у современник ученого z.

    6. Натуральное число z больше 100.

    7. Река х впадает в море у.

    8. х, деленное на 4 без остатка.

    9. х 2 -у 2 <7.

    10. х и у - братья.

    11. Город х расположен между городами у и г.

    12. Крупные художники х и z, жившие в XVIII в.

    а) собака лает;

    б) громко лающая собака;

    в) самая высокая горная вершина мира;

    г) песня, раздающаяся в ночной тишине;

    д) песня раздалась в ночной тишине;

    е) исполнительница народных песен;

    ж) некоторые фигуры плоские;

    з) автоматизированная система управления.

    IV. Придумайте или найдите в литературе 2-3 сложных сужде­ния, содержащих 5-6 простых суждений, и запишите их струк­туру при помощи символов.

    V. Выразите в символической форме следующие сложные сужде­ния:

    1. Если встать рано на рассвете и пойти в сад или парк, то можно услышать чудесные песни птиц.

    2. Если данный четырехугольник - ромб, то диагонали его взаимно перпендикулярны и делят углы пополам.

    3. «Видеть несправедливость и молчать - это значит самому участвовать в ней» (Ж.-Ж. Руссо).

    4. Если вы любите детей, полны жажды познания, имеете доброе сердце, мечтаете посвятить себя интересному творчес­кому труду, то смело выбирайте профессию учителя.

    5. «Если больному после разговора с врачом не становится легче, то это не врач» (В. М. Бехтерев).

    6. Добро не умрет, а зло пропадет.

    7. Овца руно растит, а скупой деньгу копит - не про себя.

    8. Не будет и скуки, как заняты руки.

    9. Если Петр проходил мимо работающих, он тотчас же брался помогать: или пройдет ряда два с косой, или навьет воз, или срубит дерево, или порубит дров.

    10. «Если верный конь, поранив ногу, Вдруг споткнулся, а потом опять, Не вини коня, вини дорогу,

    И коня не торопись менять».

    (Р. Гамзатов).