01.10.2019

Советы психолога по занятиям с гиперактивными детьми. Гиперактивный ребенок — что делать родителям? Советы психолога и рекомендации педагогам


Когда объятия становятся лекарством ИЛИ как справиться с гиперактивностью ребенка.

"Из-за неусидчивости и непоседливости такой ребенок сразу бросается в глаза, - описывает гиперактивного ребенка Елена Никитина, психолог Центра психологии семьи.

"Такой ребенок нетерпелив и суетлив. Импульсивен и агрессивен. Не может удерживать на чем-то одном внимание более 5-10 минут. Много и быстро разговаривает, задает бессчетное количество вопросов, но ответов на свои вопросы не ждет, так как за минуту успевает заинтересоваться чем-то другим", - дорисовывает картину психолог.

Эти симптомы, а также чрезмерное нервное возбуждение, недостаточный контроль за движениями и эмоциями, плохая координация движений, быстрая усталость определяют синдром гиперактивности.

Много специалистов отмечают ежегодное увеличение количества детей с таким психическим расстройством. Например, детский невролог Национальной детской специализированной больницы "Охматдет" Лидия Кулик констатирует ухудшение ситуации в ее практике за последние 5 лет до 20%. Как и то, что к этой болезни мальчики втрое уязвимее девочек.

Подавляющее большинство родителей такое необычное поведение детей начинает беспокоить, когда время готовиться к школе (пик болезни приходится на 5-7-летний возраст). Именно тогда становится понятным, что ребенок вряд ли выдержит за партой время, отведенное на урок. К тому же, вероятно, у него возникнут трудности с поиском друзей.

"Если такому ребенку во время игры с другими детишками понравится игрушка, первым толчком у него будет отнять ее, а не попросить поиграть, - говорит Елена Никитина. - Хотя бы поэтому, общение со сверстниками им не очень удается.

На детской площадке гиперактивные дети похожи на торнадо, которое уничтожает на своем пути все и вся. Поэтому родители других малышей стараются держать свое чадо от них как можно подальше. Соответственно, у гиперактивных детей имеется проблема социальной адаптации.

Несмотря на то, что за некоторыми исключениями, гиперактивность не влияет на общий интеллект ребенка, поэтому проблемы со школьной успеваемостью могут возникать преимущественно из-за непоседливости, неумения концентрировать внимание и плохой памяти; в школе они нежелательные ученики, их не воспринимают.

Конечно, педагогам удобнее отправить такого ребенка к психиатру или невропатологу, чем искать к нему подход. Поэтому в нашей стране многих гиперактивных детей переводят на обучение по индивидуальной программе, задерживая таким образом темпы их общего развития и социализации.

С учетом ежегодного ухудшения ситуации, сегодня вопрос гиперактивности волнует уже не только родителей, врачей и психологов, но и государственных чиновников. Ведь по некоторым экспертным оценкам, только в России таких детей сегодня от 300 до 500 тысяч.

Пси-факторы

Отец привел мальчика с синдромом гиперактивности в центр психологии. Психолог занимается ребенком, а папа ждет 8-летнего Мишу в кресле, читая газету. За обоими интересно наблюдать: человек, болтая ногой, ерзает в кресле, резкими движениями перебрасывает листы; парнишка так же болтает ногой, одновременно расшатывая стульчик, на котором не может спокойно усидеть.

Во время разговора с психологом, оказалось, что в детстве у отца в медицинской карточке была запись невропатолога о возросшей нервной возбудимости.

По мнению экспертов, во многих случаях гиперактивность у детей обусловлена генетически. Кстати, в подростковом возрасте и у взрослых подавляющее большинство симптомов болезни за счет лучшего самоконтроля сглаживается.

В некоторых случаях гиперактивность - следствие травм мозга, патологических родов или беременности с осложнениями. Лидия Кулик говорит про не единичные случаи возникновения болезни у детей, рожденных с помощью кесарева сечения.

Кроме того, надо отметить еще один важный фактор возникновения болезни - социально-психологический. Не исключено, что в какой-то степени гиперактивный синдром - это болезнь современного общества, XXI века и ускорения ритма жизни.

Кулик убеждена, что не последнюю роль в его появлении играют компьютер и телевизор, потому что они выплескивая в массы ливни негативной информации, провоцируют агрессию и нервную возбудимость не только у детей, но и у взрослых.

Впрочем, социально-психологический аспект этого заболевания, это прежде всего, влияние семьи. Речь идет не только о неблагополучных семьях, в которых, например, кто-то из родителей страдает алкоголизмом.

Как раз наоборот, ведь лишь наблюдая за ребенком, можно понять об имеющихся у них проблемах. Как нам известно, ребенок, по сути, - зеркальное отражение взаимоотношений между родителями.

Любить = лечить

"Не трогай! Немедленно положи! Когда ты, наконец, будешь, как все дети! Не ребенок, а ужас какой!" - Кричит мать в кабинете невролога на малютку, вырывая у него из рук и возвращая на стол врача куклу, которую ребенок только что взял.

Ребенка с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , напряженная и нервная женщина привела на прием с просьбой вылечить. С обычным ребенком, в принципе, не следует обращаться таким образом, а с гиперактивным - особенно.

Эти дети чрезвычайно чувствительны и уязвимы, имеют заниженную самооценку. Любая жесткая критика в их адрес, сравнение с другими детьми, усиливает их неуверенность в себе. Однако родителям проще накричать на ребенка или наказать его, чем проявить терпение, спокойно указав ребенку на его ошибки.

Имея определенный опыт, Лидия Кулик считает, что иногда, глядя на родителей, можно уверенно утверждать, что помощь, во всяком случае, психологическая, нужна именно им, а не детям.

Елена Черепанова, психолог Центра детской и семейной психологии "Я + семья" говорит, что гиперактивность часто встречается у детей из семей, где нет теплых эмоций.

Гиперактивных детей лечат как медикаментами (стимуляторами, амфетаминами), так и с помощью различных психологических методик и упражнений, направленных на воспитание самоконтроля, развитие коммуникативных навыков, усидчивости и внимания (коррекцию разрабатывают индивидуально).

Для таких деток обязательными являются режим, специальная диета (ограничение в сладостях), для них полезны занятия на разработку тактильных ощущений (лепка, рисование пальчиками), игры с водой; спорт; и в целом они требуют особого обращения.

Указанные методы, безусловно, эффективны. Впрочем, помочь ребенку по-настоящему, а не частично снять симптомы болезни можно лишь при условии, что родители желают именно помочь, а не упростить себе жизнь.

Поэтому готовы не только длительное время тратить на занятия, придерживаясь одной линии воспитания, а, также работать над собой: решать собственные психологические проблемы, улучшать микроклимат в семье.

Для начала стоит попробовать принять личность малыша. Пытаться любить его таким, какой он есть, и не стесняясь, проявлять эти чувства. Хотя бы и с помощью "Правила 8-ми объятий", которое предлагает Елена Никитина.

"Обнимайте ребенка НЕ МЕНЕЕ 8 раз в день, чтобы он чувствовал вашу любовь, которая ему очень нужна".

Для любого ребенка это важно, особенно для гиперактивного. Тем более что объятия успокаивают и снимают напряжение. Любовь, по мнению экспертов, - лучшее лекарство.

Статью прислал: laiem

Гиперактивный ребенок - это не приговор , но что делать родителям в таком случае?

Советы психолога гарантируют выход из сложных ситуаций и помогут обрести с собственным чадом.

Когда мы сталкиваемся с таким вопросом, как воспитание гиперактивного ребенка, в голове крутятся мысли вроде: «Я плохой родитель» или «За что мне это наказание».

Родители впадают в уныние. Но не стоит бичевать себя или корить ребенка.

Проведите обследование, чтобы точно знать, что причина именно в этом.

Если подозрения оправдались, вам следует внести в свою жизнь и жизнь малыша серию изменений, чтобы постепенно скорректировать поведение, а не заниматься самобичеванием.


Основные признаки и причины СДВГ

Полностью диагноз звучит так: синдром дефицита внимания и гиперактивность, сокращенно СДВГ.

Он проявляется в раннем возрасте. Когда именно, определить сложно, потому что до определенного момента поведение чада кажется обычным.

Хотя иногда некоторые признаки сложно игнорировать.

Малыши очень сильно реагируют на изменение освещения или громкий звук, нервозны, страдают , двигательная активность у них не настолько развита, как у ровесников.

Но все это можно списать на всевозможные обстоятельства, которые часто не воспринимаются всерьез.


Разбираемся, как справиться с гиперактивным ребенком

А вот когда начинается , возникают первые подозрения.

Проявляется неуравновешенность, вспыльчивость, неспособность выполнять поставленные задачи, даже если тесты интеллекта говорят об обратном.

Остановимся на признаках подробнее:

Неуравновешенное поведение

Неспособность управлять как позитивными, так и негативными эмоциями. Заниженная самооценка.

Ребенок не может сосредоточиться на одном объекте

Ерзает на стуле, двигается. Внимание быстро переключается на посторонние мысли.


У ребенка с СДВГ специфическое поведение

Много разговаривает, перебивает старших, эмоционален и рассеян

С виду поведение выглядит как неуклюжесть, все падает из рук.

В младшем возрасте наблюдается задержка речевого развития. Чадо не может соединить слова в предложения.

Ребенок конфликтен и вспыльчив, обидчив и раздражителен

Он спорит и даже дерется с другими детьми.

Часто отвлекается на малейший звук

Потому не может сосредоточиться на поставленном задании, невнимателен.

Таким своим поведением претендует на участие взрослых, проявляет эгоизм и чрезмерную активность.


Изучаем причины гиперактивности и учимся бороться с ними

Мелкая моторика развита незначительно

Не может застегнуть пуговицы или завязать шнурки, имеет некрасивый почерк.

Причиной такого поведения является легкая форма нарушения работы головного мозга.

Практически в 70% случаев это происходит из-за неправильного питания матери, употребления наркотических веществ, .

Часто СДВГ проявляется из-за генетического фактора: один из родителей имел в детстве аналогичные симптомы.

Совет: также значительно влияет на состояние ребенка. Проследите, чтобы дом стал уголком тишины и покоя.


К таким детям нужен особый подход

Какая обстановка должна быть в доме? Организация работы в школе

Как вести себя дома

Взаимодействовать с гиперактивным ребенком всегда сложно.

Особенно если в глубине души вы постоянно сравниваете его с абстрактной или вполне существующей девочкой (мальчиком) без отклонений.

Кричать, нервничать, запрещать абсолютно бесполезно и не приведет ни к чему хорошему.

Вы можете только изменить атмосферу в доме, свою внутреннюю реакцию на его поведение и разработать правильную тактику.

Важно помнить, что малыш с СДВГ не знает запретов, он не понимает слова «нет», зато отлично отзывается на похвалу.


Справиться с таким чадом непросто

Ему, как личности, очень важно знать, что он хоть в чем-то хорош и что его мама любит его, а не изводит упреками.

На начальном этапе это личность нервозная, пребывающая в постоянном психическом напряжении.

Потому так важно, чтобы у него была отдельная комната со своей зоной уединения, где чадо может немного «остыть».

Оформите ее в спокойных цветах, избегая контрастов. Обговорите новый способ коммуникации с супругом.

В доме не должно быть криков, споров, ругани. Ваша задача - сделать будни спокойными, без неожиданных сюрпризов.


Найти подход можно даже к самому сложному ребенку

Составьте распорядок дня, который станет «железным» правилом, несмотря ни на что.

Не торопите ребенка, но давайте четкие рамки выполнения задания. К примеру: 18:00–18:40 - уборка игрушек.

Идеально иметь настенный таймер, который показывает, сколько времени осталось.

Вообще для таких детей понятия времени не существует.

У них нарушена причинно-следственная связь: «сделал правильно сейчас» - «получил награду завтра», не работает.

Обратная связь нужна немедленно. В школе это практически никогда не представляется возможным, поэтому пусть хотя бы дома все станет очевидным.

Сделал что-то правильно - похвалите или поощрите вкусняшкой. Хорошо показала себя «система жетонов».


Главная задача родителей в том, чтобы правильно организовать время малыша

Приобретите любые пластиковые фишки и выдавайте их за каждое дело, доведенное до конца, или маленькую победу.

Когда их накопится 10 штук, к примеру, посетите зоопарк, купите игрушку или чем-нибудь особенным.

Как вести себя в школе

В школе первым делом поговорите с преподавателями или классным руководителем об особенностях вашего ребенка.

Многие не знают, что такое СДВГ, объясните им подробно. Учителя должны стать вашими союзниками, а не врагами.

Лучше всего, если ваш ребенок будет сидеть прямо напротив доски, вблизи учителя, чтобы быстро и без затруднений задать интересующий вопрос.

Хорошо, если задания будут даваться дробно и фиксироваться мелом на доске. Попросите не требовать от него сразу слишком многого.


Существуют психологические приемы, которые облегчат процесс воспитания

Возможно, вначале первые победы будут выглядеть так:

  1. Выполнил задание от начала до конца, не вскакивая, но написал буквы криво
  2. Почерк стал ровнее, но встречаются пропуски букв
  3. Ответил правильно, но цифры смотрят в неправильную сторону

Поверьте, вдохновленный поощрением кроха, будет стараться еще больше, что благотворно повлияет на успеваемость в целом.

Стимулируйте его интерес таким образом. Ожидайте только самого лучшего от вашего ребенка, и он будет стараться радовать вас чаще!

Совет: не исключайте двигательную активность. Запишите малыша в спортивную секцию, где упор ставится на индивидуальные достижения, но без лишних эмоций и соревновательной составляющей.

Большое количество вводит ребенка в ступор.

Им просто сложно даже решиться думать над таким количеством заданий сразу.


Важно организовать комфортную обстановку в школе и дома

Потому сделайте следующее:

  1. Напишите ответы на задачи вразброс на обычном плотном листе
  2. Вырежьте их, придав форму пазлов (всего около 10 штук и более)
  3. Разложите на полу в комнате

Пусть ребенок решает пример и сразу же находит соответствующий из общей кучи.

Мало-помалу он соберет весь пазл и почувствует себя победителем!

Изучение букв может стать проблемой, ведь их много. Превратите испытание в игру.

Создайте поле из 33 клеток, внутри каждой заключена буква.

Поставьте заранее приобретенную для этих целей машинку вначале и за каждый правильный ответ продвигайте ее вперед на клетку.


Найти подход к ребенку с СДВГ реально

Неправильный ответ останавливает машинку. После 3 ошибок переносите игру на следующий день.

Дети с СДВГ с большой радостью преодолевают препятствия, особенно если знают, что за это их похвалят или накормят чем-то вкусным.

Можно также играть на желания, только ставьте небольшие лимиты - не более 5 букв за один раз.

Часто бывает, что во время выполнения домашнего задания по математике появляются проблемы с фиксированием результата своей мысли на бумаге.

То есть ответ ребенок знает, может рассказать, как он к нему пришел пошагово, но записать не способен.

Это связно с тем, что от него требуют делать два дела одновременно, а для тех, кто страдает СДВГ, это непостижимая ноша.

Не требуйте слишком многого, разрешите отвечать устно.


Превратите процесс воспитания в увлекательную игру

Умение писать - безусловно, важное и, конечно же, его нужно практиковать, но в данном случае рекомендуем пойти на уступку.

Довольно скоро он привыкнет проговаривать и писать одновременно.

Используйте двигательную активность, где только можно. Лучше всего такой подход работает в игровой форме.

Задайте вопрос малышу и, получив правильный ответ, разрешите ему сделать шаг вперед, а за неправильный ответ или шаг без спросу - два шага назад.

Это поможет закрепить нужные нам навыки и научит сосредотачиваться.


Поговорите о проблеме с преподавателями

Позаботьтесь, чтобы место, где он будет выполнять домашнее задание, не содержало каких-либо отвлекающих картинок или движимых объектов, животных.

Многие отмечают, что работа в наушниках наилучшим образом настраивает на спокойное выполнение задания.

Попробуйте! Вдруг этот совет подойдет и вам тоже!

Аутогенная тренировка - модель Шульца и техника Алексеева

Эти способы помогут гиперактивным детям успокоиться физически и психически, спокойно заснуть или полноценно расслабиться.

Аутогенная тренировка позволяет частично восстановить функции нервной системы и стабилизировать резервные возможности коры головного мозга.

Метод можно практиковать самостоятельно, но первый раз все же рекомендуется проводить под наблюдением психотерапевта.

Модель Шульца рассчитана на младший возраст (4–9 лет), а техника Алексеева предполагает использование лицам от 8–12 лет.


При правильном подходе ваш ребенок научиться понимать себя и свое поведение

Модель Шульца

Ведущий предлагает удобно расположиться на кресле или коврике.

Внимательно слушать его и выполнять каждую просьбу, даже если она кажется неправильной.

  1. Руки. Представьте, будто в одной руке вы держите лимон. Сожмите ладонь и выдавите из него весь сок. Отследите ваши ощущения в руке. Правда, переживать расслабление намного приятней?
  2. Руки и плечи. Представьте, будто вы маленькие котята. Вытяните руки вперед, затем вверх, отведите назад. Тянитесь как можно сильнее и после этого уроните руки по бокам. Почувствуйте расслабление всех мышц. Плечи и руки стали намного мягче.
  3. Плечи и шея. Теперь вы черепашки, греетесь на солнышке. К вам приближается опасность! Втяните голову в плечи, а сами плечи потяните вверх продержитесь так секунд 30 и снова расслабьтесь, вытяните голову.
  4. Челюсти. Сожмите их сильно, так, чтобы даже шея напряглась. Представьте, что вам попалась жесткая жвачка. А теперь расслабьте челюсти и почувствуйте, как это хорошо. Приоткройте рот, отдохните.
  5. Лицо. Представьте, будто на нос села надоедливая муха. Отгоните ее с помощью мышц лица без помощи рук!
  6. Живот. К вам направляется слоненок и не смотрит себе под ноги! Он может на вас наступить! Напрягите живот так сильно, как можете, и расслабьте его, когда слоненок пройдет мимо.
  7. Ноги. Встаньте в воображаемую «лужу». Напрягите пальцы и стопы, погружаясь в грязь все больше и сильнее. Выйдите и погрейтесь на солнышке.

Хвалите чадо за любые достижения

Техника Алексеева

В данном методе следует представить каждую часть тела, как большую лампу, а свое сознание, как маленький ночник.

Постепенно тушите лампы одну за другой, используя формулы: «Я расслабляю…(руки, ноги, шею), они теплые и неподвижные», «Я полностью расслаблен» и т. д.

Постепенно погасите все лампы, кроме ночника сознания. Вы должны погрузиться в состояние легкой дремы, как будто лежите в приятной теплой воде.

Совет: надиктуйте указанные инструкции на телефон. Каждый день в одно и то же время включайте их ребенку перед сном для глубокой релаксации.

Нейропсихологическая игровая терапия

Представленные упражнения предназначены для коррекции поведения в непринужденной игровой форме.

Не заставляйте малыша играть в них насильно и не перегружайте его более 20 минут.

Уставший гиперактивный ребенок, который перенапрягся, может капризничать или стать неуправляемым.


И, конечно же, запаситесь терпением

Упражнение № 1

Положите на пол веревку или обозначьте, что край ковра - граница. С одной стороны простирается речка, с другой - берег.

Ведущий предлагает выполнять его команды: кричит «речка» - надо прыгнуть в нее, кричит «берег» - стоит вернуться.

Когда все дети поняли условия, приступайте к основной части. Сначала команды называются в случайном порядке, затем чередуя «речка–берег–речка–берег».

Дети входят в определенный ритм. Неожиданно поменяйте последовательность.

Тому, кто ошибся, посоветуйте проговаривать команду вслух, а после - действовать.

Это поможет справляться с трудностями переключения между задачами и импульсивностью.

Упражнение № 2

Попросите ребенка покомандовать вами и научить чему-нибудь, что умеет сам.


Дети с СДВГ неспособны концентрироваться на нескольких проблемах одновременно

К примеру, нарисовать кота, только каждое ваше действие он должен проговаривать вслух, не используя жесты.

Это поможет объяснить, как работает планирование в реальности.

Упражнение № 3

Завяжите себе глаза и попросите малыша скомандовать, куда вам идти, чтобы не врезаться в стоящие предметы (два шага влево, один вправо). Это научит его анализировать ситуацию.

Совет: не нарушайте ваш распорядок дня, даже если это грозит скандалом. Идите на уступки только в незначительных ситуациях.

Он не может спокойно посидеть на диване или надолго заиграться. Ему все быстро надоедает, он бывает вспыльчив и агрессивен. Его ни на минуту нельзя оставить одного. Как совладать со сверхактивным ребенком?

Мы уже неоднократно затрагивали эту тему. Но ко мне все больше, и больше обращаются мамы с вопросам: Что делать? Помогите. Итак, общаться со сверхактивным ребенком нужно максимально спокойно, многое повторяя по нескольку раз. Крик только усугубит проблему.

1. Хвали и подчеркивай успехи ребенка, поощряй за достижения, акцентируя внимание не на конечном результате, а на том, сколько усилий пришлось приложить малышу.

2. Установи простые правила: не есть сладкого перед едой, ложится спать не позже девяти вечера и неукоснительно их соблюдай, не тратя время на споры.

3. Любые объемные задания разбивай на части, так как нередко гиперактивный малыш отступает перед серьезными задачами, опасаясь: «Я никогда не смогу это закончить!»

4. Гиперактивным детям очень трудно переключаться с одного задания на другое. И если какие-то увлекательные дела нужно завершить к определенному сроку - предупреждай об этом ребенка заранее и, возможно, не один раз.

5. Переутомление усиливает все негативные проявления синдрома. Поэтому любая нагрузка должна быть адекватна возможностям ребенка. От усталости такие дети становятся еще более возбудимыми.

6. Не ограничивай двигательную активность ребенка. Дома у такого малыша должен быть спортивный уголок. С ним нужно много гулять и заниматься спортом. Гиперактивного ребенка надо постоянно чем-то занимать: дома должно быть много игр, книг.

От родителей в первую очередь зависит, насколько успешно сын или дочь сможет преодолеть свои проблемы. Недопустимо, чтобы ребенок привык считать себя «плохим», неорганизованным, «невыносимым» и заработал комплекс неполноценности.

Не смотря на то, что после 12 лет примерно у половины детей основные симптомы гиперактивности сглаживаются, некорректное поведение родителей и учителей может привести к заниженной самооценке и потере веры в себя.

Нужно понять самое важное: гиперактивные детки особенно нуждаются в любви и защите! В своей жизни они переживают огромное количество неудач и разочарований и поэтому требуют к себе особого отношения.

Их нельзя наказывать за невнимательность (ведь они слышат лишь половину из того, что им говорят), «клеймить» нелицеприятными эпитетами, кричать на них, сравнивать с другими детьми.

Для них особенно важен четкий режим дня, который следует соблюдать с первых месяцев жизни, спортивные развития, спокойная атмосфера в доме и внимание мамы и папы.

Отдавая гиперактивного малыша в детский сад или школу, обязательно предупредите воспитателя (учителя), что твой ребенок слишком подвижен и неусидчив: ему нужно помогать организовывать работу, составлять эффективный план, позволять чаще двигаться.

Дома же ребенка нужно постоянно чем-то занимать: рисованием, конструированием, лепкой, чтением, помня, что любое занятие быстро ему надоедает. Родительское терпение, уважительный диалог с ребенком и искренняя любовь помогут твоему чаду поверить в себя и с годами преодолеть трудности, вызванные гиперактивностью.

Большинство молодых людей, когда думают, о будущих детях представляю идеалистические картины: вот ребенок спокойно сидит и занимается своими делами, прилежно учиться и так далее. В действительности так происходит далеко не всегда. Иногда дети кажутся неуправляемыми, с моторчиком, они всегда везде успевают. Для родителей – это настоящее испытание. Они считают своего ребенка диким и непослушным. А на самом деле он всего лишь гиперактивен.

Среди специалистов, психологов и педагогов, встречаются разные мнения о том, считать ли гиперактивность патологией или болезнью, либо вариантом нормы? Нужен ли контроль специалистов? И где та грань между обычным активным ребенком и гиперактивным? И это еще неполный список вопросов, с которыми сталкиваются родители.

Обычно гиперактивных детей видно после годовалого возраста. Они ведут себя неадекватно. И если дома с ними еще можно справиться, то на улице начинается ад: они могут бегать по детской площадке, задирать всех детей, играть всеми игрушками, громко кричать и тому подобное. Окружающие люди, как правило, в шоке от такого поведения. К трем годам обычно все ухудшается, и врачи предлагают пить таблетки. Но многие матери отказываются от этого и решают занять ребенка делом. Но в итоге, ни один кружок не может справиться с гиперактивными детьми.

А все дело в том, что для гиперактивных детей нужно использовать специальные методики. Они включают в себя игры, песни, танцы и так далее. Они позволяют заниматься дома. И это будет хорошей подготовкой к школе. Отличие таких методик в том, что все преподносится в форме игры, а это уже способствует развитию способностей ребенка.

Но помимо методик для обучения, родителям стоит изменить обстановку в доме. Гиперактивные дети требуют особого воспитания. В доме должна быть спокойная обстановка и четкий режим дня. Стоит понимать, что ребенок не виноват в своей повышенной активности (причины такого явления до сих пор не ясны). И поэтому его ни в коем случае ругать за свое поведение.

Как жить с гиперактивным ребенком?

Научите ребенка правильно выражать свои эмоции. Объясняйте ему, что в приступе злости нельзя бить по живым созданиям (животным или людям), но можно пнуть стену или бить палкой по земле.

Учите ребенка концентрировать внимание на одном деле. Начинайте с небольшого промежутка времени и постепенно увеличивайте его. Обязательно похвалите за завершение дела.

Нужно ограничивать гиперактивного ребенка от большого количества людей. Иначе он получить эмоциональный стресс. Защищает его от переутомления.

Не забывает о том, что дети развиваются и поэтому нельзя с них требовать все и сразу. Завышенные требования родителей неизбежно приведут к повышенной возбудимости. А уже это создаст негативные последствия. Распределяйте нагрузку равномерно.

Можно привлечь ребенка к занятиям активными видами спорта. Это позволит ему выработать навык дисциплины, а также выплескивать накопившуюся энергию. Еще одна положительная сторона в физической нагрузке – укрепление здоровья.

Помимо обучения ребенка правильному распределению энергии и эмоции, нужно научить его и правильно расслабляться. В этом могут помочь занятия йогой, совместная релаксацию, да даже отдых под расслабляющую музыку или чтение книги. Вариантов масса, важно подобрать самый подходящий метод именно для вашего ребенка.

Истерики: путь решения

Родителям в пути решения истерик ребенка важно определить их причину. Только тогда можно будет вовремя купировать следующий всплеск эмоции. Отмечайте поведение ребенка до начала истерики. Возможно, он станет скучным или недовольным. Это позволит вам своевременно вмешиваться.

Самое важное в истериках ребенка – сохранять спокойствие. Это не так легко сделать, но это нужно. Потому что дети всегда копируют поведение родителей. И если вы будете спокойны и умиротворены, он будет стараться походить на вас. Иногда дети переносят истерики со старших детей. Поэтому важно корректировать поведение всех членов семьи.

Способов справиться с гиперактивностью и истериками детей существует множество. Поэтому главное выбрать тот метод, которые подходит именно в вашем случае.

Гиперактивного ребенка родные, воспитатели и преподаватели называют настоящим «вечным двигателем». Даже в самом раннем возрасте он время от времени мог выпадать из своей кроватки. А уже в возрасте 5 лет увлечь этого ребенка интересной сказкой или просмотром мультфильма почти невозможно. Когда ребенок начинает ходить в школу, проблем становится только больше. Как появляется такое явление и можно ли его победить?

Что такое гиперактивность

Специалисты характеризуют это понятие как проявление у детей раннего возраста переизбытка активности. Такие дети не могут усидеть на месте и совершают большое количество лишних движений. У детей дошкольного возраста еще не полностью устойчивая нервная система, поэтому такое поведение часто наблюдается именно у них.

У мальчиков гиперактивность наблюдается в разы чаще, чем у девочек. Специалисты считают, что это обусловлено большими размерами мальчиков при рождении, что часто приводит к разного рода повреждениям. У мальчиков по сравнению с девочками позже формируются те отделы мозга, которые регулируют самоконтроль.

Сегодня количество детей с таким нарушением увеличивается. Если верить статистическим данным, то среди дошкольников таких детей насчитывается около 40%. А среди школьников младших классов их около половины. Эти цифры заставляют задуматься и вызывают обеспокоенность у медиков.

Это нарушение проявляется многими симптомами. Вот основные их них.

Недостаток внимания

Ребенок не может длительное время быть сосредоточенным на каком-либо одном деле, которое требует внимания и усилий. Это и чтение книги, и занятие математикой, и даже просмотр мультфильма. Из-за неспособности быть внимательным дети часто получают плохие оценки в школе.

Импульсивность

Дети с таким синдромом часто совершают необдуманные действия, спешат, отвечают на вопрос раньше, чем собеседник его закончит. Они испытывают трудности с планированием дел и не могут дождаться очереди. В результате у них портятся отношения с другими детьми, родителей все чаще начинают вызывать в сад или школу.

Подвижность

Такой ребенок постоянно находится в движении. Наблюдая за ним, можно заметить, что он постоянно бегает и скачет по комнате. Если попросить его сесть, то он будет болтать ногами или размахивать руками. Спокойно ходить ребенок не может. Он или бежит или передвигается вприпрыжку. У него очень оживленное лицо, бегающие глаза.

Изменения настроения

Родители не могут понять, почему у малыша так часто меняется настроение. Трудно предсказать поведение ребенка. Иногда без веской причины может возникнуть всплеск эмоций. В один миг ребенок может стать злым и жестоким, а через короткое время после этого превратиться в милого ребенка.

Плохая память

Когда малыш не может сконцентрировать свое внимание, постоянно совершает необдуманные действия, отвлекается от дел, информацию ему запомнить очень трудно.

Причины появления гиперактивности

В основе синдрома лежит дисфункция мозга, которая приводит к нарушению нормального протекания процессов, связанных с психикой. В результате ребенок страдает от всех вышеперечисленных проблем. Что же провоцирует развитие гиперактивности?

Период беременности

Если женщина во время беременности страдала от токсикоза, у нее повышалось давление, наблюдалась гипоксия плода, это увеличивает шансы родить ребенка гиперактивностью. Также вероятность этого нарушения увеличивается, если будущая мама курит, употребляет алкоголь, наркотики.

Нарушения при родах

К этому нарушению могут привести различные факторы. Шансы возрастают, если ребенок родился недоношенным, роды были стремительными или долгими. Причиной также может стать стимуляция или применение щипцов.

Предрасположенность

Если родители в детстве страдали от этой проблемы, то и ребенок может быть гиперактивным.

Родители гиперактивных детей часто срываются на них из-за такого поведения. Некоторые уже теряют надежду что-либо изменить в ребенке, и просто опускают руки. Есть такие родители, которые стараются воспитать ребенка в большой строгости, прививая ему таким способом дисциплинированность.

Но к таким детям необходим особый подход. При этом у каждого из них есть что общее. Поэтому исправить ситуацию можно попытаться, следуя общим рекомендациям специалистов.

Четко формулируйте задачу

Так как такие дети испытывают большие трудности с концентрацией внимания, родители должны научиться максимально четко ставить задачу перед малышом. Это должны быть короткие фразы, которые содержат все необходимое, чтобы понять смысл. Предложения не должны быть перегруженными и содержать лишнюю информацию.

Будьте последовательными

Не давайте ребенку несколько заданий одновременно. Например, вы просите ребенка, чтобы он убрал игрушки, вымыл руки, а затем шел к столу. Но это приведет к тому, что ребенок или не сделает ни одного вашего задания, или отвлечется где то на пути их выполнения. Поэтому гиперактивному ребенку нужно говорить по очереди, что ему нужно сделать.

Осторожно формулируйте запрет

Слово «нет» для гиперактивного ребенка является поводом для взрыва эмоций. Поэтому его лучше совсем не произносить. Не говорите фразу «Не наступай на лужи». Лучше скажите: «Давай пойдет по сухому тротуару». Таким способом вы сможете избежать многих истерик.

Обозначайте границы времени

Ак как малыши еще очень плохо ориентируются во времени, то, дав задание, вы должны будете сами проследить, как оно выполняется. Если ребенок увлеченно играет или бегает, а вам нужно накормить его, уложить в кровать или отвлечь на другое занятие, предупредите его, что через 10 минут нужно будет выполнить ту или иную задачу.

Направьте энергию ребенка в полезную сторону

Если у вас гиперактивный ребенок, необходимо, чтобы его энергия растрачивалась в течение дня как можно больше. Желательно, чтобы это были полезные дела. Ходите с ребенком на прогулку, пусть он займется спортом, посещайте с ним аттракционы, купите велосипед. Нужно отыскать то, что малышу понравится больше всего. Он станет более спокойным.

Посетите врача

Запишитесь к невропатологу. Он точно определит диагноз и назначит тот препарат, который сможет помочь справиться с гиперактивностью. В большинстве случаев лекарственные средства помогают улучшить внимание, поведение и способность контролировать себя.

Если у вас растет гиперактивный ребенок, вы должны быть терпеливыми. Важно понимать, что такое поведение обусловлено не тем, что он злой или плохой, а нарушением на уровне работы мозга. Не стоит бояться обращения к врачу. Ведь это сможет помочь малышу лучше учиться и общаться с другими детьми. Вы должны любить своего ребенка, невзирая на его поведение. Ведь он заслуживает этого не меньше, чем другие. А иногда и больше в этом нуждается. Ведь ему тоже непросто, когда у него возникают трудности с учебой или общением.

Как справиться с нервным гиперактивным ребенком? — Доктор Комаровский (видео)