23.09.2019

Война в заполярье. Битва за Заполярье


Начало войны

Для многих наших читателей битва за Заполярье, развернувшаяся в годы Великой Отечественной войны, лишь небольшой эпизод противостояния Советского Союза и нацистской Германии. У всех на слуху , а вот о войне на Севере информации явно недостаточно. А ведь боевые действия, проходившие на территории Мурманской области, Северной Карелии и Петсамо, на Баренцевом, Белом и Карском морях, были наполнены не менее трагическими и героическими событиями.

Советские бойцы ведут бой с прорвавшейся группировкой противника в районе Мурманска

Противником советских войск на этом направлении стала армия «Норвегия», состоящая из трех корпусов - двух немецких и одного финского. Во главе армии стоял генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст. В составе армии было 97 тысяч человек, более тысячи орудий и минометов и сотня танков. Для ее поддержки были направлены подразделения авиации и морского флота Германии. Перед армией стояла задача захватить Мурманск (единственный незамерзающий порт на севере СССР) и Кировскую железную дорогу, уничтожить базы Северного флота и завладеть Кольским заливом. Враг двигался по трем направлениям: Мурманск, Кандалакша и Лоухи. Участие в боевых действиях Финляндии носило также практический интерес. По ранее утвержденным планам ей доставался Кольский полуостров, который должен был войти в состав «Великой Финляндии».

Боевые действия

Против объединенных сил врага выступала 14-я армия, личный состав которой составлял 52 тысячи человек, 1150 орудий и минометов, 400 танков. Морские рубежи защищали корабли и авиация Северного флота. Суровый климат Заполярья не способствовал крупным военным операциям, тем не менее 29 июля 1941 года объединенные немецко-финские войска начали наступление. Бои продолжались неделю. Противник так и не смог преодолеть сопротивление советских войск и вынужден был перейти к обороне. Блицкриг на Севере не удался. Позиционные бои растянулись до 1944 года. Непосредственная угроза Мурманску была ликвидирована, но немцы продолжали бить по городу с воздуха и нанесли ему довольно значительный ущерб, но порт, главные ворота страны на севере, продолжал работать.

Разрушенные немецкими бомбардировками жилые кварталы Мурманска

Война на море

Затишье на берегу не снизило накал боевых действий на море. В этот период активизируются поставки военной техники, снаряжения и продовольствия по программе . Только через Мурманск переправили 1,2 миллиона тонн иностранных грузов. Естественно, немцы пытались сорвать поставки, с этой целью в регион были переброшены большие части люфтваффе, кригсмарине и надводных сил. Основную нагрузку по охране конвоев несли корабли британского флота и советский Северный флот, который также вел активные действия по срыву перевозок вражеских грузов. Всего за годы войны Северный флот лишил противника 200 кораблей и вспомогательных судов, свыше 400 транспортов и около 1300 самолетов.

Освобождение Заполярья и Норвегии

К концу 1944 года ситуация в Заполярье заметно изменилась. Советская авиация уже полностью господствовала в воздухе, а Финляндия вышла из войны, и немцам приходилось держать оборону только своими силами.

7 октября 1944 года Красная армия начала войск Карельского фронта и Северного флота. Немцы были выбиты с территории СССР, советские войска перешли границу Норвегии и начали ее освобождение от немецко-фашистских войск. Был освобожден город Киркенес. Норвежский политик Ю. Липпе в те дни писал: «Советская армия пришла в Норвегию не только как военная сила, но и как друг норвежского народа». Во время освобождения страны 2122 советских солдата и офицера пали смертью храбрых. В Осло, Киркенесе, Будё, Эльвенесе и ряде других городов стоят памятники нашим воинам с надписью «Норвегия благодарит вас».

К сожалению, время не только лечит, но и калечит. В эти дни на территории Норвегии проходят учения НАТО «Единый трезубец», в них принимают участие свыше 50 тысяч военнослужащих. Цель одна - защита от России, правопреемницы СССР, который в далеком 1945 году принес мир и спокойствие на эти земли.

Но, несмотря на все эти бряцания оружием, память о мирной миссии советского народа в стране сохраняется, а к памятникам советских солдат-освободителей все так же относятся с большим уважением, в отличие от многих других европейских стран, в том числе и Польши.

Кольский полуостров занимал значительное место в агрессивных планах гитлеровского командования. Основными стратегическими задачами противника на этом участке были захват в кратчайшие сроки города Мурманска с его незамерзающим портом, пунктов базирования Северного флота, а также выход на линию Кировской железной дороги, соединяющей Мурманский порт с основной частью страны. Кроме того, захватчиков привлекали природные богатства Кольской земли, особенно месторождения никеля - металла, крайне необходимого для военной промышленности Германии и ее союзников. Для достижения этой цели на арктическом театре военных действий была сосредоточена армия "Норвегия" в составе двух германских и одного финского корпусов, которую поддерживали часть сил 5-го воздушного флота и ВМС Германии. Им противостояла советская 14-я армия, занимавшая оборону на Мурманском и Кандалакшском направлениях. С моря 14-ю армию прикрывали корабли Северного флота.

Блицкриг в Арктике сорван

Великая Отечественная война в Заполярье началась с массированных бомбардировок городов, населенных пунктов, промышленных предприятий, пограничных застав, военно-морских баз. Первые авианалеты фашистская авиация провела уже в ночь на 22 июня 1941 года.


Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии, ведя тяжелые бои, остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури.

Полуостров Рыбачий стал непотопляемым линкором Заполярья и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.


8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.

На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года.

Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.


К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Все для фронта, все для победы

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек.

Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.


Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов.

Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые, устанавливали на траулерах вооружение, ремонтировали военные корабли и подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы.


Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу.

Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рабочий день на предприятиях составлял 10, 12, а порой и 14 часов.

Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Работать приходилось в районе боевых действий, отражая атаки самолетов и подводных лодок противника, без радиосвязи. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.


Для улучшения продовольственного снабжения населения области при предприятиях создавались подсобные хозяйства, возделывались огороды, шел сбор грибов и ягод, лекарственных трав, хвои. Бригады охотников занимались отстрелом лосей, диких оленей, куропаток. На внутренних водоемах полуострова был организован лов озерной рыбы.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

Жить и трудиться населению Кольского полуострова приходилось в крайне тяжелых условиях. Города и поселки подвергались постоянным налетам вражеской авиации. Само понятие тыла применительно к Мурманской области было очень условным - вся территория области фактически представляла собой прифронтовую полосу. Но население Заполярья не жалело ни сил, ни самой жизни для оказания помощи фронту, приближения разгрома захватчиков.

Союзники в Заполярье

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).


Фашистское командование пыталось прервать советские морские коммуникации, сорвать поставки стратегических грузов. Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Морская авиация вела разведку, прикрывала конвои с воздуха, наносила удары по вражеским базам и аэродромам, кораблям противника в открытом море. Советские подводные лодки несли боевую вахту у вражеских военно-морских баз и на вероятных путях перехода крупных надводных кораблей ВМС фашистской Германии. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. Действия моряков-североморцев и британского королевского флота позволили караванам совершать переходы без больших потерь (по пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400).


В свою очередь, Северный флот старался сорвать морские перевозки противника вдоль побережья Северной Норвегии. В течение первых двух лет войны в этих операциях были задействованы в основном подводные лодки, а начиная со второй половины 1943 года на передний план вышли части морской авиации. Всего за годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

Оборона Мурмана

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.


Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии. Во время рейдов мурманские партизаны громили гарнизоны противника, нарушали его коммуникации и связь, проводили диверсии, захватывали пленных, собирали ценную разведывательную информацию.

Несколько партизанских отрядов действовали и на Кандалакшском направлении.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Мурманский порт стал воротами, через которые непрерывно поступали танки, самолеты, автомобили, локомотивы и другие материалы, необходимые стране для борьбы с фашизмом. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов. Огромная нагрузка легла на Мурманский железнодорожный узел, ведь грузы, поступившие в порт, следовало отправить по назначению вглубь страны.


Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий. Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. Вражеская авиация регулярно бомбила Кировскую железную дорогу. За время военных действий на каждый километр магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. Но, невзирая на опасность, мурманские портовики и железнодорожники делали свое дело, и связь с Большой землей не прерывалась, по артерии Кировской дороги на юг следовали составы с боевой техникой и другими военными грузами.


Противодействие гитлеровской авиации оказывали части противовоздушной обороны. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

В сентябре 1942 года для координации действий советских, партийных, хозяйственных органов, учреждений и предприятий в Мурманске и Кандалакше были созданы городские комитеты обороны, которые проводили военно-организаторскую, мобилизационную работу, решали вопросы, связанные с организацией противовоздушной и противохимической защиты городов.

Разгром захватчиков

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.


7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья.


Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ходе трехдневных ожесточенных боев советские войска прорвали вражескую оборону на главном направлении, создали угрозу окружения противника в районе Луостари и вынудили его к отходу. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты, которая вышла во фланг и тыл немецко-фашистским войскам, оборонявшимся на перешейке полуострова Средний, и во взаимодействии с 12-й бригадой морской пехоты, наступавшей с полуострова, сломили сопротивление врага в этом районе. 12 октября был высажен десант в порт Лиинахамари. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков. В целях завершения разгрома противника советские войска 22 октября 1944 года перешли норвежскую границу и начали освобождение Северной Норвегии. В честь побед советских воинов, освобождавших Заполярье, в столице нашей Родины Москве четырежды гремели залпы салютов.


Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

Никто не забыт, ничто не забыто

Подвиги советских воинов и тружеников тыла на Кольской земле были по достоинству оценены Советским государством. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года учреждена медаль "За оборону Советского Заполярья", которой были награждены более 300 тысяч защитников северных рубежей Отчизны и 24 тысячи трудящихся области. 136 участникам боев присвоено звание Героя Советского Союза, а летчик-истребитель Б.Ф. Сафонов и командир отряда торпедных катеров А.О. Шабалин удостоены этого звания дважды. Еще один североморец - Герой Советского Союза разведчик В.Н. Леонов награжден второй Золотой Звездой в сентябре 1945 года на Тихоокеанском флоте. Десятки кораблей, частей и соединений Карельского фронта и Северного флота преобразованы в гвардейские, награждены орденами, удостоены почетных наименований. В июне 1942 года за образцовое выполнение заданий правительства и проявленный героизм орденом Ленина награжден теплоход "Старый большевик", а трем членам его экипажа присвоено звание Героя Советского Союза.


В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.


За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой" с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Активные боевые действия на Кольском Севере начались 29 июня 1941 года. Главный удар противник наносил на Мурманском направлении. В течение первой половины июля войска 14-й армии остановили врага в 20-30 километрах от границы. Большую помощь воинам 14-й армии оказали подразделения морской пехоты Северного флота. Удары морских десантов во фланг противнику 7 и 14 июля сыграли значительную роль в срыве планов фашистского командования.

Не удалось фашистам захватить и полуостров Рыбачий - стратегический пункт, откуда контролировался вход в Кольский, Мотовский и Печенгский заливы. Летом 1941 года советские войска при поддержке кораблей Северного флота остановили противника на хребте Муста-Тунтури. Полуостров Рыбачий стал «непотопляемым линкором Заполярья» и сыграл важную роль в защите Кольского залива и города Мурманска.

8 сентября 1941 года гитлеровцы возобновили наступление на Мурманском направлении, но войска 14-й армии заставили противника перейти к обороне, а 23 сентября нанесли контрудар и отбросили врага за реку Большая Западная Лица. В этих боях приняла боевое крещение сформированная в Мурманске Полярная дивизия. Когда противнику удалось продвинуться вперед и создать прямую угрозу захвата Мурманска, полки Полярной дивизии с ходу вступили в бой с прорвавшейся группировкой и отбросили врага на прежние позиции.


На рубеже реки Западная Лица линия фронта проходила до октября 1944 года. Вспомогательный удар противник нанес на Кандалакшском направлении. Первую попытку перейти границу на этом участке фронта гитлеровские войска предприняли еще 24 июня, но были отброшены. 1 июля 1941 года противник начал более массированное наступление, и вновь ему не удалось добиться ощутимых успехов. Вражеские части смогли продвинуться вглубь советской территории лишь на 75-80 километров, и были остановлены благодаря стойкости наших войск.

К осени 1941 года стало ясно, что блицкриг в Арктике сорван. В тяжелых оборонительных боях, проявляя мужество и героизм, советские пограничники, воины 14-й армии, моряки Северного флота обескровили наступающие части противника и заставили его перейти к обороне. Фашистскому командованию не удалось достигнуть в Заполярье ни одной из поставленных целей. Здесь находился единственный участок советско-германского фронта, где вражеские войска были остановлены уже в нескольких десятках километров от линии Государственной границы СССР, а в отдельных местах противник даже не смог перейти границу.

Неоценимую помощь частям Красной Армии и Военно-Морского Флота оказывали жители Мурманской области. Уже в первый день войны в области было введено военное положение. В военных комиссариатах началась мобилизация военнообязанных, в военкоматы поступило около 3500 заявлений добровольцев. На фронт ушел каждый шестой житель области - всего более 50 тысяч человек. Партийными, советскими, военными органами было организовано всеобщее военное обучение населения. В городах и районах создавались части народного ополчения, истребительные отряды, санитарные дружины, формирования местной противовоздушной обороны. Мурманский истребительный полк только за первые недели войны 13 раз выходил на задания, связанные с ликвидацией вражеских диверсионных групп. Бойцы Кандалакшского истребительного батальона принимали непосредственное участие в боевых действиях в Карелии в районе станции Лоухи. Истребители Кольского и Кировского районов несли охрану железной дороги.

Около 30 тысяч человек было мобилизовано на военно-строительные работы. На подступах к Мурманску и Кандалакше было создано несколько поясов оборонительных сооружений, с участием населения велось массовое строительство щелей, траншей, бомбоубежищ.

С конца июня из Мурманской области началась эвакуация промышленного оборудования и населения - сначала по железной дороге, позднее - кораблями в Архангельск. Вывозили детей, женщин, запасы стратегического сырья, оборудование комбината "Североникель", агрегаты Туломских и Нивских гидростанций. Всего за пределы области было отправлено более 8 тысяч вагонов и свыше 100 судов. Работа оставшихся предприятий была перестроена на военный лад, переориентирована на выполнение в первую очередь фронтовых заказов.

Все исправные рыболовные траулеры были переданы Северному флоту. Судоремонтные заводы переоборудовали их в боевые дрифтеры – охотники на подводные лодки. С 23 июня 1941 года все предприятия перешли на круглосуточный режим работы. Заводы Мурманска, Кандалакши, Кировска, Мончегорска освоили выпуск автоматов, гранат, минометов, комбинатом "Апатит" было начато производство смеси для зажигательных бомб, судоремонтные мастерские изготовляли шлюпки, волокуши, горные сани, мебельная фабрика - лыжи. Артели промысловой кооперации производили для фронта оленьи упряжки, мыло, печи-буржуйки, походную утварь, шили обмундирование, чинили обувь. Оленеводческие колхозы предоставляли в распоряжение военного командования оленей и нарты, регулярно посылали мясо и рыбу. Женщины, подростки и пенсионеры, заменившие на производстве мужчин, осваивали новые профессии, выполняли нормы на 200% и более. Рыбаки Мурмана уже осенью 1941 года возобновили промысел рыбы, необходимой для фронта и тыла. Хотя сама Мурманская область испытывала трудности с продовольствием, несколько эшелонов с рыбой и рыбной продукцией были отправлены в блокадный Ленинград.

Северяне приняли активное участие в сборе средств для Фонда обороны: ими было сдано в фонд 15 кг золота, 23,5 кг серебра, всего же за годы войны от жителей области поступило более 65 млн. рублей. В 1941 году на создание эскадрильи "Комсомолец Заполярья" жители области перечислили 2,8 млн. рублей, железнодорожники построили на свои средства эскадрилью "Советский Мурман". Бойцам Красной Армии было отправлено более 60 тысяч подарков. Школьные здания в городах и поселках переоборудовались под госпитали.

В 1942 году основной ареной сражений в Заполярье стала Северная Атлантика. В первую очередь это было вызвано начавшимися поставками странами - союзниками СССР по антигитлеровской коалиции боевой техники, продовольствия, военного снаряжения, других грузов. В свою очередь, Советский Союз поставлял этим странам стратегическое сырье. Всего за время войны в порты Мурманска и Архангельска прибыло 42 союзных конвоя (722 транспорта), из СССР было отправлено 36 конвоев (достигли порта назначения 682 транспорта).


Для борьбы с союзными конвоями привлекались значительные силы германской авиации, подводные лодки и крупные надводные корабли, находившиеся в норвежских базах. Обеспечение проводки караванов было возложено на военно-морские силы Великобритании и советский Северный флот. Для охраны союзных конвоев корабли Северного флота совершили 838 выходов в море. Совместными усилиями союзных и советских сил прикрытия было потоплено 27 вражеских подводных лодок, 2 линкора и 3 эсминца. По пути следования противником было потоплено 85 транспортов, дошли до порта назначения более 1400. За годы Великой Отечественной войны Северный флот уничтожил свыше 200 боевых кораблей и вспомогательных судов противника, более 400 транспортов общим тоннажем свыше 1 миллиона тонн, около 1300 самолетов.

В 1942 году продолжались боевые действия и на суше. Для срыва нового наступления, готовившегося гитлеровцами в Заполярье, войска 14-й армии при поддержке Северного флота весной 1942 года провели на Мурманском направлении частную наступательную операцию, сковавшую силы противника. 28 апреля Северный флот высадил в районе мыса Пикшуев 12-ю отдельную бригаду морской пехоты, которая захватила плацдарм и удерживала его в течение двух недель. Лишь 12-13 мая по решению командования Карельского фронта десант был снят.

Летом 1942 года по инициативе обкома ВКП(б) в Мурманской области были образованы партизанские отряды "Большевик Заполярья" и "Советский Мурман". Поскольку область практически не была оккупирована, отряды базировались на своей территории и совершали глубокие рейды по тылам врага. Основным объектом действий партизан была автодорога Рованиеми - Петсамо, по которой шло снабжение вражеских войск, расположенных на севере Финляндии.

С началом поступления грузов от союзников многократно выросло значение Мурманского морского торгового порта. Первый союзный караван прибыл в Мурманск 11 января 1942 года, а всего за время войны в Мурманском порту было разгружено около 300 судов, переработано свыше 1,2 млн. тонн импортных грузов.

Не сумев захватить Мурманск и перекрыть морские коммуникации, по которым в СССР поступали стратегические грузы, фашисты усилили бомбовые удары по порту и областному центру. Особенно жестоким бомбардировкам город подвергся летом 1942 года. Только 18 июня на Мурманск было сброшено 12 тысяч бомб, в городе сгорело свыше 600 деревянных зданий.

Всего же с 1941 по 1944 год на Мурманск было совершено 792 налета немецко-фашистской авиации, сброшено около 7 тысяч фугасных и 200 тысяч зажигательных бомб. Разрушено или сгорело свыше 1500 домов (три четверти жилого фонда), 437 производственных и служебных зданий. За время военных действий на каждый километр Кировской магистрали было сброшено в среднем 120 бомб. В 1941-1943 годах над Мурманском и полосой Кировской железной дороги было сбито 185 вражеских самолетов.

К осени 1944 года Красная Армия прочно удерживала стратегическую инициативу на советско-германском фронте. В начале сентября на Кандалакшском направлении войска 19-й армии перешли в наступление и к концу месяца вышли на советско-финляндскую границу. 19 сентября 1944 года Финляндия вышла из войны.

7 октября 1944 года части 14-й армии и корабли Северного флота при поддержке авиации 7-й воздушной армии и ВВС флота начали Петсамо-Киркенесскую наступательную операцию, имевшую целью полное изгнание немецко-фашистских захватчиков из Советского Заполярья. Главный удар наносился левым флангом 14-й армии в направлении на Луостари и Петсамо. В ночь на 10 октября корабли Северного флота высадили на южном берегу губы Малая Волоковая 63-ю бригаду морской пехоты. 15 октября войска 14-й армии во взаимодействии с силами Северного флота освободили Петсамо, к 21 октября вышли на границу с Норвегией, 22-го - овладели поселком Никель. Одновременно вдоль побережья залива Варангер-фьорд развернули наступательные действия морские десанты, высаженные кораблями Северного флота. В ходе Петсамо-Киркенесской операции территория Советского Заполярья была полностью очищена от немецко-фашистских захватчиков.


Героическая оборона Заполярья, самоотверженность тружеников Мурманской области сковали в Арктике значительные силы противника, обеспечили бесперебойную работу стратегических морских и сухопутных коммуникаций на Севере страны, регулярное поступление военных грузов от наших союзников по антигитлеровской коалиции.

В 1982 году город Мурманск, а в 1984 - Кандалакша награждены орденами Отечественной войны первой степени.

За мужество и стойкость, проявленные при защите Мурманска трудящимися города, воинами Советской Армии и Военно-Морского Флота в годы Великой Отечественной войны, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1985 года Мурманску было присвоено звание "Город-Герой"

Оборона Заполярья длилась с июня 1941 по октябрь 1944 года. В планы гитлеровской Германии и ее союзников входил стремительный захват советского севера, где находилось множество стратегически важных объектов. Через порты Мурманска и Архангельска осуществлялась доставка грузов из Сибири и Дальнего Востока. А также большое значение имела Кировская железная дорога — установив над ней контроль, немцы могли отрезать от снабжения центральные области СССР.

Финляндия была заинтересована в аннексии Кольского полуострова, который местные нацисты считали частью «Великой Финляндии». В этом регионе находились значительные месторождения никеля, которые были необходимы немецкой промышленности.

Сражения проходили на Кольском полуострове, в Северной Карелии и в акватории Белого, Каспийского, Карского и Баренцева морей.

Расстановка сил

Германия еще в 1941 году сформировала армию «Норвегия», состоящую из немецких и финских подразделений и предназначенную для захвата советского Заполярья.

В Северной Норвегии у Германии имелись стоянки для военных кораблей, на которых и базировался флот. В период боевых действий противнику приходилось неоднократно усиливать армию войсками, ранее находившимися в резерве. Количество немецких самолетов на твд доходило до 500, кораблей было более 50, подводных лодок — до 25.

Оборону осуществляли войска 14-й армии при содействии Северного флота. Советское командование подготовилось к наступлению врага на севере, поэтому часть сил 14-й армии еще в середине июня была переброшена к границе.

Боевые действия на суше: июнь 1941 — октябрь 1944 года

Немцы перешли к активным боевым действиям 29 июня 1941 года. Первыми перешли границы 2 немецких и 1 финский корпуса. Согласно разработанному в штабе вермахта плану «Полярная лиса» горнострелковые и танковые подразделения противника начали наступление, нанося главный удар по мурманскому направлению. Часть войск неприятеля выдвинулись на кандалакшское и ухтинское направления. Вспомогательный немецкий 36-й армейский корпус должен был захватить Кандалакшу, а затем в районе Мурманска соединиться с горнострелковым корпусом «Норвегия». На захват Кольского полуострова в штабе Вермахта отводили 2 недели.

План «Полярная лиса»

Советским подразделениям удалось задержать врага в 20-30 км от границы. Неприятель почти в 4 раза превосходил советские войска по живой силе и боевой технике, но защитники Заполярья пользовались созданными ранее оборонительными укреплениями и естественными условиями местности. Большую роль сыграли десанты заброшенные в немецкий тыл 7 и 14 июля.

8 сентября Мурманская операция была возобновлена. Но войска 14-й армии остановили наступление противника. 23 сентября защитники Заполярья отбросили немецкие войска за реку Западная Лица, где до осени 1944 года проходила линия фронта. Провал операции в Заполярье историки связывают с недооценкой немецким командованием природных условий крайнего севера.

Морские сражения в сентябре 1941 — октябре 1944 г.г.

В 1941 году количество кораблей Северного флота СССР было увеличено за счет рыболовных судов, прошедших переоборудование. 10 июля немецкая флотилия перебазировалась в порт города Киркенес и начала активные боевые действия. В конце 1941 года немцы провели первое успешное нападение на корабли британского конвоя PQ-13. После обстрела с советских эсминцев, сопровождавших грузовые суда, немецкий корабль был вынужден скрыться. Но спустя некоторое время неприятель возобновил атаку и вывел из строя британский крейсер.

Командование вермахта поставило перед флотом цель предотвратить доставку помощи от союзников по Северному морскому пути. Корабли немецких ВМС нападали на рыболовные, грузовые и военные суда. Против каждого конвоя союзников немцы предпринимали морскую и воздушную операцию.

В августе «Адмирал Шреер» — наиболее известный немецкий крейсер-рейдер, вышел в воды Арктики для перехвата британских и советских судов. Все усилия вражеской армии и военно-морского флота были направлены на блокаду внешних связей Советского Союза. Но несмотря на все усилия неприятеля за годы войны в порты Севера успешно прошли более 2,5 тыс. транспортных судов.

Деятельность советских диверсионных групп в северной Норвегии

В течение почти всей войны вплоть до вступления советских войск на территорию Норвегии, в немецком и финском тылах действовали подразделения партизан. Часть из них являлась выходцами из Норвегии, прошедшими подготовку в СССР, другую часть составляли подразделения Красной армии.

Партизанские соединения осуществляли наблюдение за перемещениями судов военной флотилии неприятеля и передавали сведения в штаб, находящийся в Мурманске. Разведчики пользовались широкой поддержкой местного населения.

Итоги

Попытки контрнаступления советских армий в 1942 году не привели к желаемому результату, но и немецкий план «Северного блицкрига» потерпел полный провал. Благодаря грамотным действиям командования сухопутных сил и Северного флота положение советских войск было менее тяжелым, чем на других фронтах. Сопротивление защитников Заполярья на долгое время сковало значительные силы противника. Гитлеровская Германия не смогла использовать армии, задействованные на Северном фронте, для усиления блокады Ленинграда.

Значительную помощь фронта оказало гражданское население. Несмотря на частые авиаудары, вследствие которых три четверти города были разрушены, жители Мурманска продолжали работать на предприятиях, перешедших на выпуск военной продукции. Рыболовные бригады продолжали вылов рыбы. Поддерживалось железнодорожное сообщение с Большой землей. Продолжала поступать помощь от союзников по ленд-лизу.

В 1944 году советские войска перешли в наступление. В ходе Петсамо-Киркенесской операции неприятель был изгнан из Советского Заполярья. Финская армия потерпела сокрушительное поражение. Вскоре после наступления Красной армии Финляндия начала переговоры о мире и вышла из войны.

Награды

5 декабря 1944 года была учреждена медаль «За оборону Советского Заполярья» . В списке награжденных фигурировало более 300 тыс. военнослужащих и 24 тыс. работников тыла. Ста тридцати шести защитникам северных регионов страны было присвоено звание Героя Советского Союза.

Награды получили участвовавшие в боевых действиях корабли. Наиболее отличившимся подразделениям было присвоено звание гвардейских. СССР наградил орденами Ленина 4 британских летчиков, из базировавшейся в Мурманске эскадрильи союзников. Британские пилоты, прибывшие для обучения советских военных обращению с иностранной техникой, активно участвовали в воздушных боях и сбивали самолеты противника.

МУК Североморская ЦБС

Центральная детская библиотека

Великая Отечественная война

в Заполярье

Библиографический урок

Североморск

Сценарий

План урока

1. Война пришла на Север.

2. Ваенга в боях и походах.

3. Их именами названы улицы.

4. Трудовой тыл Кольского полуострова.

5. Петсамо-Киркенесская операция.

6. Ищем нужную книгу: навыки работы со справочным аппаратом библиотеки.

7. «Живые, помните о них!»: вместо заключения.

В этом году исполняется 65 лет со дня разгрома немецко-фашистских войск в Заполярье. 65 лет наш край живет без войны.

Война пришла на Кольскую землю в июне 1941 года.

Германское правительство поста­вило целью захватить не только никеле­вые рудники в Петсамо, но и весь Кольский полуостров, пытаясь тем самым решить как минимум три зада­чи: обеспечить себя стратегически важным сырьем; парализовать Се­верный флот, чтобы добиться господ­ства в Северной Атлантике; и пере­резать Мурманскую железную доро­гу, связывающую центр страны с внешним миром.

Более трех лет продолжалась оборона Заполярья. Три года, наполненные жестокими сражениями на земле, в небесах и на море.

Справочник по Великой Отечественной войне бесстрастно сообщает: оборона Заполярья (июнь 1941-октябрь 1944), боевые дей­ствия войск Северного (с 1 сентяб­ря 1941 Карельского) фронта, Северного флота и Беломорской военной флотилии на Кольском полуострове, в северной части Карелии, на Баренцевом, Белом и Карском морях.

В ходе обороны советские войска, флот и трудящиеся Запо­лярья не позволили противнику изолировать Советский Союз от внешних связей через северные порты и пе­ререзать Северный морской путь на Дальний Восток, обеспечили бесперебойную работу сухопутных и морских внутренних коммуникаций на севере страны.

Понять, какой ценой была выиграна операция в Заполярье, что пережили люди на войне, нам помогают стихи поэтов, воевавших на Кольской земле.

Нет,

Не до седин,

Не до славы

Я век свой хотел бы продлить,

Мне б только до той вон канавы

Полмига, полшага прожить;

Прижаться к земле

И в лазури

Июльского ясного дня

Увидеть оскал амбразуры

И острые вспышки огня.

Мне б только

Вот эту гранату,

Всадить ее,

Врезать, как надо,

В четырежды проклятый дзот,

Чтоб стало в нем пусто и тихо,

Чтоб пылью осел он в траву!

Прожить бы мне эти полмига,

А там я сто лет проживу!

Павел Шубин «Полмига» 1943 г.

Безусловно, Северный флот принял активное участие в боевых действиях. После того как фашистский «разведчик» 17 июня 1941 года пролетел над Кольским заливом, Полярным и Ваенгой, боеготовность на флоте была резко повышена. Командующий флотом и член Военного совета ди­визионный комиссар лично выяснили, почему зенитчики не открыли огонь по немецкому самолету. Артил­леристы объяснили, что они боялись что-либо напутать. Приказ об открытии огня по нарушителям внес ясность, повысил бдитель­ность. В отношении фашистских самолетов, нарушающих нашу гра­ницу, командующий флотом отдал категоричное указание -- сби­вать. Весь флот накануне войны находился в наивысшей боевой го­товности.

В первый день войны артиллеристы 221-й батареи засек­ли у противоположного берега бухты, которую прикрывали ору­дия, вражеский тральщик. Раздалась команда: «К бою!» Снаря­ды первых трех залпов накрыли корабль. Командир батареи старший лейтенант Павел Космачев, сообщая об этом в штаб флота, не думал тогда, что докладывает об открытии боевого сче­та североморцев.

Фашисты обрушили на космачевские орудия огонь своих бере­говых батарей, находящихся на другой стороне залива. По 221-й батарее наносила жестокие удары авиация врага. Но артил­леристы Космачева продолжали вести огонь по врагу. И так месяц за месяцем, год за годом. После войны поднятое на постамент в Североморске орудие стало символом стойкости и мужества.

И страшно было небосводу

Смотреть на то, как моряки,

Бросаясь в огненную воду.

Держали шаткие мостки,

Чтобы советская пехота

Сухою на берег сошла

И, выкорчевывая доты,

Дорогу верную нашла.

Как прежде, мины шелестели.

В глухом ущелье ветер выл –

И раненые не хотели

Эвакуироваться в тыл.

И даже мертвые, казалось,

Уже не сдали б ни за что

Ту пядь, что с кровью их смешалась

На отвоеванном плато!

Александр Ойслендер «Высадка десанта»

Так писал в 1944 году фронтовой поэт Александр Ефимович Ойслендер. В ознаменование подвига войск, героизма и муже­ства населения Указом Президиу­ма Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 учреждена медаль «За оборону Советского Запо­лярья», которой награждено свыше 307 тыс. воинов и трудящихся – участников обороны.

Давно отгремела война. Кровь и боль наших дедов и прадедов стали достоянием истории. А историю своей страны, своего края надо знать, чтобы быть полноценным человеком и гражданином.

Где можно прочитать об операции в Заполярье, как быстро найти информацию о Великой Отечественной войне? В этом нам поможет справочный аппарат библиотеки. Прежде всего, нам нужен Систематический каталог. В каталоге в ящике «Новейшая история (1917-)» есть разделитель «63.3Период Великой Отечественной войны ()», за которым собраны описания на все книги о войне, хранящиеся в нашем фонде. Хочу обратить ваше внимание на то, что в каталогах нашей (Центральной детской) библиотеки вы можете найти описания не только на книги, но и на электронные диски и видеозаписи .

Дополнительную информацию вы можете получить, воспользовавшись Систематической картотекой статей. Там можно найти сведения о газетно-журнальных публикациях на тему Великой Отечественной войны.

Если же вам надо прочитать об операции в Заполярье, тогда лучше обратиться к Краеведческой картотеке. Там собираются сведения о самых интересных статьях из газет и журналов про Мурманскую область и Североморск и о краеведческих книгах. Картотека организована по тематическим рубрикам, что облегчает поиск. В данном случае нас интересуют разделители «Историческое прошлое края» и «Краснознаменный Северный флот».

Для чего мы так подробно обсуждаем эти вопросы? Дело в том, что через какое-то время вы станете читателями взрослых (городских или областных) библиотек. И там вам придется самостоятельно работать с каталогами и картотеками, самостоятельно заполнять требования на литературу. А необходимые для этого навыки вы можете получить только у нас, в детской библиотеке.

Нас отделяют от освобождения Заполярья 65 лет. Это долгий срок для человека, целая жизнь. Все дальше и дальше уходят от нас герои отгремевших боев. Нам они оставили светлую память и спасенную страну. Помните о тех, кто своей жизнью оплатил победу в Великой Отечественной войне, помните свою историю и пусть это поможет вам строить будущее нашего Отечества.

Я не открою вам Америк

И рифмой броской не сверкну.

Я просто помню плоский берег

И моря жесткую волну.

К далеким северным широтам

Мне вас хотелось увести,

К мальчишкам из морской пехоты.

Которым нет и двадцати.

Они воюют?

Да, воюют –

Бои кругом и смерть кругом.

Еще - танцуют?

Да, танцуют

В подземном клубе фронтовом.

Мальчишкам мир для счастья нужен,

Их жажда не утолена…

Меж двух тревог, не сняв оружья.

Танцуют вальс.

Идет война.

Мальчишки чьими-то отцами

Могли бы стать... Могли бы стать.

Но в море, в сопках, у Петсамо

Им не воскреснуть, им не встать.

Им не любить, не улыбаться,

Не прикасаться к сотням дел.

Лишь вечно юными остаться

Досталось мальчикам в удел.

Еще досталось - жизни цену

Им заплатить за жизнь других,

Тех, кто приходят им на смену...

помните о них!

Елизавета Стюарт «Память»

Список использованной литературы

1. Была война…Фронтовая поэзия Кольского Заполярья: сборник стихов / сост. Д. Коржов; Просветительский центр «Доброхот».- Мурманск: Добромысл, 200с.: ил.

2. Великая Отечественная война: словарь-справочник / сост. ; под общ. ред. .- 2-е изд., доп.- М.: Политиздат, 198с.

3. Жданов, / , .- Мурманск: Книжное издательство,197с.: ил.- (Города и районы Мурманской области).

4. Заполярный плацдарм: / ред. .- СПб.: КиНТ-принт, 2005.- с.: ил.

5. Симонов, К. Стихи и поэмы: / Константин Симонов.- М.: Гослитиздат, 195с.

Список использованных иллюстраций

(записи расположены в порядке демонстрации).

1. [Карта Мурманской области] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

2. [Бои на полуострове Рыбачий] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

3. Средства ПВО [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 80.

4. Памятник героям-артиллеристам 221-й Краснознаменной батареи Северного флота [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

5. Нисский, торпедных катеров. 1944 [Изоматериал]// Художественная летопись Великой Отечественной / .- М., 1986.- № 000.

6. [Североморск в 1951 г.] [Изоматериал]// Североморск. Судьбы моей столица: фотоальбом / сост. Р. Сталинская.-Североморск, 2008.-С. .

7. [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

8. Герой Советского Союза [Изоматериал]// Подвиг североморцев / И. Пономарев.- 2-е изд., испр. и доп.- Мурманск, 1970.- С.149.

9. [Портрет ] [Изоматериал ] // Военные моряки – герои подводных глубин (): биографический справочник.-М.; Кронштадт, 2006.-С. 60.

10. [Олень] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

11. Иванов, В. За Родину, за честь, за свободу!: плакат [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 82.

12. [Высадка десанта] [Изоматериал]// Заполярный плацдарм / ред. .- СПб., 2005.- С. 41.

13. Разделители краеведческой картотеки.

14. [Бойцы Советской армии] [Изоматериал]// От Мурманска до Берлина / .- Мурманск, 1984.- С. .

Компьютерный набор и оформление: библиограф ЦДБ

Ответственный за выпуск: заведующая ЦДБ