20.09.2019

Знаковый характер языка. Типы языковых знаков, их характер и взаимодействие


Языковая система – множество языковых элементов любого естественного языка, находящегося в отношениях и связях друг с другом, которые образуют определенное единство и целостность. Члены систем получают свою значимость только тогда, когда есть другие члены системы и зависят от них напрямую. ([к] в языке без [х] не то, что [к] в языке без [х], значение каждого падежа варьируется от количества падежей в языке вообще). Важнейший элемент языковой системы – языковой знак. Под знаками подразумеваются слова – двусторонние идеально-материальные сущности. Идеальная сторона – означаемое, внешняя (материальная) – означающее. Трактовка знака может быть билотеральной (двойная природа знака) и монотеральной (только материальная сторона) Теорию языкового знака разработал Фердинанд де Соссюр, он выделил три типа знаков:

А) иконические (мотивированные, имеющие сходство с обозначаемыми предметами – дорожные знаки)

Б) знаки-символы (полумотивированные, лишь частично обусловлены тем, что означают (красный крест, герб СССР)

В) знаки-сигналы (условные, неусловные, мотивированны тем, что всегда связаны с ситуацией (красный свет светофора, звонок, три свистка, речь, междометия). Знаки следует отличать от признаков или симптомов, у которых означаемое и означающее находятся в причинно-следственной связи. Они не передают информацию целенаправленно, как знаки. Свойства языкового знака:

1) материально-идеален

2) языковой знак первичен (знаки других систем вторичны – сначала язык и речь, потом сигналы)

3) произвольность знаков (отсутствие естественной связи между означающим и означаемым)

4) мотивированность (наличие естественной связи между означающим и означаемым (дом, рука – немотивированно, домик – маленький дом, рукавицы – то, что на руках)

5) изменяемость (означающее меняется, а означаемое остается (око-глаз, перст-палец), означаемое меняется, означающее неизменно (негодник – не на что не годный, урода – в польском красавица, вонявка – чешское духи, позор – чешское зрелище, позорница – сербское актриса).

6) ассиметрия (у одного означающего много означаемых (многозначность), у одного означаемого много означающих (синонимы) à двигающаяся связь, постоянное изменение языков)

7) Линейный характер означающего (речь имеет продолжительность пространстве).

Каждый компонент системы языка существует не изолированно, а лишь в противопоставлении другим компонентам системы. Строение системы языка называют структурой. Если система – совокупность элементов, связаных определенными отношениями, то структура – тип этих отношений, способ организации системы. Таким образом структура – не самостоятельная сущность, а характеристика системы. Поскольку язык относится к числу сложных систем, то, чтобы познать эту систему, ее стратифицируют на меньшие системы. В каждой подсистеме выделяется набор однородных единиц, которые находятся между собой в определенных связях и отношениях.

Главные единицы:

1. фонема (вступает в связи и отношения с фонемами, функция – материальный знак языка, причем первая функция перцептивная – объект восприятия, а вторая сигнификативная – имеет способность различать вышестоящие, значимые единицы языка – морфемы, слова, предложения (нот-бот-мот-кот, стал-стол-стул, сосна-сосне-сосной)),

2. морфемы (подобно фонеме, функция – семасеологическая, то есть выражать понятия а) вещественные-корневые (-красн-), б) некорневые значения признаков (-ость, без-, пере-) и значения отношений (-у, -ишь)

3. слово (функция – номинативная – называть предметы и явления собственные имена просто называют, нарицательные слова совмещают в себе номинативную и семасеологическую функции),

4. предложение (функция – коммуникативная)

Эти подсистемы называют уровнями языка. Уровни языка – подсистемы общей языковой системы, каждая из которых характеризуется совокупностью относительно однородных единиц и набором правил, регулирующих их использование и группировку в различные классы и подклассы. Основные уровни языка: фонемный, морфемный, лексический и синтаксический. Признаки, отличающие уровни:

1) Единицы одного уровня должны быть однородны

2) Единица низшего уровня должна входить в состав единицы высшего уровня.

3) Единицы любого уровня должны выделяться путем сегментирования более сложных, чем они сами структур языка.

Кроме того есть еще слог и словосочетание – единицы промежуточного уровня, то есть компоненты единицы ближайшего высшего уровня языка, состоящего из целого ряда единиц ближайшего низшего уровня.

Единицы языка могут быть односторонними (фонема, слог- их функция в формировании и различении звуковых оболочек двусторонних единиц) и двусторонними (имеют и звучание, и означение, выражают либо само значение, либо служат для его передачи – морфемы, слова, предложения)

Единицы языка могут вступать в три типа отношений: парадигматические (отношения противопоставленности и функционального тождества языковых элементов, причем бывают аппозитивными (между инвариантными единицами языка – деревянный + стол) и эквивалентными (между вариантами одного инварианта – стол, стола, столу)), синтогматические (отношения сочетаемости элементов одного уровня в речевой цепи (фонема с фонемой, слово со словами)) и иерархические (между единицами языка по степени их сложности).


По учебнику М. В. Черепанова. Общее языкознание.
Система и структура языка Язык как системно-структурное образование, обладающее внутренней организованностью, может быть рассмотрен в нескольких аспектах: во-первых, как совокупность элементов (элементный аспект), во-вторых, как совокупность отношений (структурный аспект) и, в-третьих, как единое связное целое, согласованная совокупность элементов и отношений (системный аспект).
При элементном подходе в центре внимания оказываются отдельные, изолированные фрагменты языка: его единицы, явления, процессы. Такой подход в истории языкознания утверждался представителями младограмматизма. Их девизом был культ отдельного языкового факта, они по словам их критиков, за деревьями не видели леса (т е. за отдельными языковыми фактами не видели темы языка в целом).
Структурный подход к языку направлен на исследование языковой структуры, т.е. всей совокупности отношений между элементами. В центре внимания при этом оказываются не сами элементы со всеми их автономными признаками, а отношения (оппозиции) между ними. Крайней формой такого подхода к языку можно считать результат к которому пришли языковеды датского структурализма: они видели в языке только совокупность чистых отношений, своеобразную "алгебру языка".
Системный подход предполагает, что в языке исследуются как сдельные его элементы, так и отношения (оппозиции), существующие между этими элементами. При этом не остаются без внимания ни автономные свойства элементов, ни те свойства языковых единиц, которые обусловливаются их связями с другими элементами языка.
Отношения между элементами внутри системы есть результат их взаимосвязи, но возникшие связи и отношения могут оказывать обратное воздействие на автономные свойства элементов, прибавляя к их собственным качествам что-то новое. Структура не есть простое арифметическое множество элементов, их сумма: структура - качественно новое образование, в пределах которого каждый элемент приобретает новое качество. Диалектическое единство элементов и структуры составляет систему языка.
Элементы и структура (совокупность структурных оппозиций) находятся в постоянном взаимодействии: изменения в элементах влекут за собой изменения в структуре, а изменения в структуре не проходят бесследно для составляющих ее компонентов. Происходит постоянное совершенствование, "самонастройка" системы под влиянием ее функционирования в обществе.
Функциональное развитие системы языка находит свою конкретно-историческую реализацию в зависимости от уровня развития общества, форм этнической общности и степени их единства, форм государственности, уровня культуры, численности и компактности народа, этнического окружения, экономических, политических и культурных связей народа, а характер и темпы развития системы зависят от длительности и диапазона литературных традиций и от степени диалектной расчлененности. При всем этом определённую роль играет и субъективный фактор - сознательное воздействие на язык со стороны общественных институтов.
По лекции О. И. Дмитриевой.
О языке как системе впервые заявлено в работе Ф. де Соссюра «Курс общей лингвистики». «язык есть система, которая подчиняется только своему собственному порядку», «язык - система произвольных знаков». Он связывает язык с др. знаковыми системами. Язык - система, все части кот-й можно рассматривать в их синхроническом единстве.
В первую очередь, системность языка определяется его знаковым характером. Язык - знаковая или семиотическая система.
Сис-ма - целостный материальный или идеальный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимосвязях и взаимоотношениях.
Сис-ма - набор элементов знаков и отношений между ними.
Язык - сложная сис-ма, кот-я состоит из автономных частей - подсистем, кот-е характериз-ся своими элементами (знаками): фонема, морфема, лексема, синтаксема. Каждая единица характеризует свой уровень языковой системы.
Например: фонема - единица фонематического уровня. Морфема - грамматического. Лексема - лексико-семантического. Синтаксема - синтаксического.
Понятие подсистемы шире понятия уровня. Существует словообразовательная подсистема, кот-я не яв-ся уровнем языка, т.к. уровневая единица отсутствует.
Между единицами сис-мы сущ-т определенные отнош-я, кот-е характеризуют устройства организацию систем, т.е. ее структуру. Т.обр. структура языка определяется характером взаимоотношений элементов системы, т.е. языковых единиц.
Структура - устройство, упорядоченность, организация системы.
Элементы языковой системы характериз-ся рядом свойств:
Дискретность, т.е. отдельность, выделимость (Н-р, выделить форму из состава предложения);
Линейность, т.е. возможность образования частных подсистем из дискретных элементов;
Неоднородность определяет возможность разной комбинаторики язык-х элементов;
Иерархичность, т.е. разная степень сложности знака;
Произвольность.

Лекция, реферат. Язык как системно-структурное образование. Знаковый характер языка. Типы языковых знаков, их характер и взаимодействие. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

Оглавление книги открыть закрыть

История языкознания как углубление и расширение лингвистической теории, методики научного и учебного анализа языка.
Ранний этап развития языкознания.
Сравнительно-исторические языкознание: предпосылки развития, основоположники метода.
Зарождение сравнительно - исторического языкознания в России.
Сравнительно-исторический метод изучения языков. Генеалогическая типология языков мира. Генеалогическая классификация языков
Возникновение теоретического (философского) языкознания. Концепция языка В.Гумбольдта.
Развитие сравнительно-исторического языкознания в 19 веке. Натуралистическое направление в науке о языке.
Младограмматизм как лингвистическая школа XIX столетия, ее принципы.
Казанская лингвистическая школа И.А.Бодуэн де Куртенэ, Н.В.Крушевский, В.А.Богородицкий.
Московская лингвистическая школа. Ф.Ф. Фортунатов, А.А. Шахматов, А.А. Пешковский.
Лингвистическая концепция Ф. де Соссюра и его влияние на современное языкознание.
Структурализм как ведущее направление в лингвистике XX века. Структурная типология языков.
Структурно-типологическая классификация языков мира (морфологическая, синтаксическая).
Язык как системно-структурное образование. Знаковый характер языка. Типы языковых знаков, их характер и взаимодействие.
Язык как система знаков. Знаковая ситуация.
Системно-структурный характер языка. Парадигматика и синтагматика языковых единиц.
Системно-структурный характер языка. Оппозитивные отношения языковых единиц и типы языковых оппозиций. Вариативность языковых единиц.
Структурно-семантические методы и приемы изучения языка: дистрибутивный анализ, анализ по непосредственно-составляющим, трансформационный, компонентный.
Социолингвистика, ее проблематика. Языковая ситуация и языковая политика.
Язык и общество. Основные аспекты этой проблемы. Основные функции языка (базовые и производные).
Формы существования языка в обществе (диалектные и наддиалектные) и их специфика. Литературные языки и их типологическое своеобразие.
Социальная типология языков. Типы языковых ситуаций.
Язык и общество. Языковая политика. Типологические особенности языковой политики.
Языковая норма. Специфика норм литературного языка.
Развитие отечественного языкознания в 20-40е и 50-70-е гг. ХХв.
О ТРОЯКОМ АСПЕКТЕ ЯЗЫКОВЫХ ЯВЛЕНИЙ И ОБ ЭКСПЕРИМЕНТЕ В ЯЗЫКОЗНАНИИ
Лингвистические воззрения В.В. Виноградова
Язык как явление историческое. Антиномии говорящего и слушающего, узуса и возможностей, кода и текста, означающего и означаемого.
Языковые универсалии и их типы.
Типология методов лингвистического анализа.

Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] Шелякин Михаил Алексеевич

6.4. Понятие языка как структурно-системного образования

Языковые единицы находятся между собой в определенных системных отношениях. Так как языковая система – это психический феномен, хранящийся в долговременной памяти человека, то системность языковых единиц основана на их ассоциативных связях. Сами ассоциативные связи осуществляются особым мозговым механизмом – ассоциативной корой головного мозга, основная функция которого заключается в соединении и интеграции различных сенсорных влияний. Типы ассоциативных связей различны и зависят от познавательных процессов. В этом отношении выделяют два типа ассоциативных связей между однородными языковыми единицами – ассоциации по сходству и смежности.

Ассоциации по сходству охватывают различные отношения языковых единиц в отдельных системных «гнездах», из которых психолингвистика выделяет ассоциации по противопоставлению (ср. понятие антонимии), по генерализации (ср. понятие синонимии), по части/целому (ср. стол – мебель, день – неделя), по Повторению единиц (ср. понятия корней, суффиксов, флексий в разных словах), по иерархий (ср. начальник – подчиненный, понятие частей речи), по аналогии, когда на основании сходства в одном отношении делается вывод о сходстве в других отношениях (ср., например, употребление формы шофера по аналогии с формами типа мастера). Ф. де Соссюр назвал ассоциации по сходству ассоциативными отношениями языковых единиц, которые позднее Л. Ельмслев назвал парадигматическими.

Ассоциация по смежности является линейной во времени, когда языковые единицы взаимно ассоциируются в линейном ряду. Ф. де Соссюр назвал их синтагматическими.

Как установлено лингвистикой и психолингвистикой, ассоциации по сходству и смежности относятся к системе языка, т.е. хранятся в памяти и взаимосвязаны между собой. В психолингвистике они называются «вербальной сетью» памяти и создают так называемые «сетевые модели памяти».

Следует отметить, что указанные два типа ассоциативных связей охватывают не только однородные, но и разнородные языковые единицы; могут носить активный мыслительный характер, особенно это касается синтагматических отношений (ср. неологизмы, метафоры и др. тропы); часто переходят друг в друга и в каждом языке имеют разный объем и характер. На эти типы ассоциаций языковых единиц как на системообразующий фактор языка впервые обратил внимание Н.В. Крушевский в своей основной работе «Очерки науки о языке» (1883).

Синтагматические отношения при их реализации в речи предполагают определенные правила сочетания языковых единиц. Как они хранятся в памяти – вопрос пока остается не совсем ясным: либо в виде каких-либо схем, либо в виде правил развернутости. Правила указывают на структурный тип взаимозависимости и функции языковых единиц в этом типе (ср. флексия взаимосвязана с основой слова, а не с морфемой, суффикс -телъ с глагольными основами, вин. пад. с переходными глаголами и под.). Это и есть информация о структуре взаимозависимости и функциях языковых единиц в их синтагматике. На этом основании можно считать, что правила обладают информацией, которая имеет свои означающие. К ним относятся определенный порядок следования языковых единиц, синтаксические процессы согласования по формам единиц, управление, примыкание, взаимная корреляция форм и др. Реализованные в речи типы зависимости и функции словесных единиц создают так называемое 2-е означивание, на которое впервые было обращено внимание Э. Бенвинистом в статье «Семиология языка» (Бенвенист 1974]. В ней говорится о том, что словесные единицы в их синтагматике обозначают компоненты событийной информации (ср. понятия субъекта,.предиката предложения, дополнения объекта, атрибута, обстоятельства).

Таким образом, язык представляет собой знаковую систему единиц с правилами их сочетания. Вся эта система стремится оптимальным образом обеспечить потребности коммуникации, будучи адаптированной к ней. Переход языковой системы в средство речевой коммуникации происходит через выбор (селекцию) языковых единиц из парадигматических отношений и реализацию их синтагматических отношений.

Системно-структурный характер языка проявляется в отношениях между языковыми единицами одного и того же уровня и разных уровней (во внутриуровневых и межуровневых связях):

1) Языковые единицы одного и того же уровня взаимосвязаны между собой двумя типами системных отношений, основанных на психологических ассоциациях (соединениях, объединениях): а) парадигматическими (ассоциациями по сходству и различию) И б) синтагматическими (ассоциациями по смежности).

а) Парадигматические отношения – это отношения взаимного противопоставления языковых единиц по сходству и различию, что объединяет их в определенные группировки. Например, изменение существительных по падежам представляет собой падежную парадигму, основанную на противопоставлении разных падежей по общему сходству «падежности» (первоначально греческим словом paradeigma - букв, «пример, образец, модель» – называли образцы склонений и спряжений); слова со значением родственных отношений (мать, отец, дедушка и т.д.) представляют собой лексическую парадигму. Противопоставление по сходству и различию может носить разный характер: противоположный (ср. понятие антонимии: горячий ~~ холодный, свет – тьма), генерализованный (ср. понятие синонимии: говорить, болтать, лепетать, бормотать) и др. Сами парадигматические группировки организованы вокруг одной общности, являясь проявлением отношения целого и его части: падеж/именительный, родительный, дательный и др.; время/настоящее, прошедшее, будущее; лицо/первое, второе, третье; хищные птицы/ворон, сокол, ястреб, коршун и др.; мебель/стол, стул, диван и др.

Логически парадигматические отношения представляют собой дизъюнкцию (отношение по принципу «или/ или»), взаимоисключающую языковые единицы и определяющую употребление в одной позиции только одной из них. Поэтому Р. Якобсон называл парадигматические отношения языковых единиц селекцией (выбором, отбором), имея в виду коммуникативную деятельность, при которой говорящий выбирает из парадигматического ряда языковых единиц необходимую для выражения информации ту или иную его единицу.

б) Синтагматические отношения (греч. syntagma – «вместе построенное, составленное») – это отношения языковых единиц в их сочетаемости друг с другом в языковом знаке или в речи. Например, в русском языке мягкие согласные соединяются с последующим и, но не с последующим ы (ср. мило мыло) ; суффикс -тель – только с глагольными корнями (ср. учитель , писатель ); форма он - с формами поет, но не с пою слово говорить – со словом человек. Синтагматические отношения проявляются в определенных правилах сочетаемости и порядка следования языковых единиц. Логически они представляют собой конъюнкцию (отношение «и... и») и непосредственно наблюдаемы. Р. Якобсон называл их комбинацией, т.е. переходом парадигматических языковых единиц в их синтагматические отношения.

Парадигматические и синтагматические отношения взаимосвязаны между собой: особенности языковой единицы влияют на ее синтагматику и, наоборот, синтагматика языковой единицы проявляет ее парадигматический статус.

2) Все уровни языка с их единицами находятся в двух типах системных отношений между собой:

а) В типе иерархических отношений, при которых одни уровни и их частные подсистемы подчинены другим, проявляя в них свои функции. Так, нижестоящим уровнем языка является фонемный уровень, проявляющий на морфемном, лексическом и синтаксическом уровнях функцию различения их знаков; следующим уровнем является морфемный, проявляющий свои функции на лексическом уровне, а вышестоящим уровнем является синтаксический, проявляющий функции лексического и морфемно-грамматического уровней.

б) В типе синтагматических отношений, при которых единицы разных уровней сочетаются по определенным правилам, так или иначе зависят друг от друга и взаимодействуют. На этом основании, например, выделяются части речи – классы слов, соединяющие лексические единицы с определенными морфологическими и синтаксическими единицами.

Таким образом, язык как структурно-системное образование представляет собой приспособленный к осуществлению человеческой коммуникации инвентарь инвариантных языковых единиц и их уровней с определенными функциями, системными отношениями и правилами сочетания.

Из книги Россия и Европа автора Данилевский Николай Яковлевич

Из книги Культурология: конспект лекций автора Еникеева Дильнара

1. Понятие языка культуры Языком культуры в широком смысле этого понятия называют те средства, знаки, формы, символы, тексты, которые позволяют людям вступать в коммуникативные связи друг с другом. Язык культуры – это универсальная форма осмысления реальности, в которую

Из книги Открытые файлы автора Шахрин Владимир Владимирович

От системного администратора Это было поздней зимой. Один журнал попросил меня сделать с Шахриным интервью, мы с Володей сидели в комнатушке рядом с чайфовской студией и разговаривали, временами поглядывая на цифровой диктофон, который заказчики торжественно мне

Из книги Московские обыватели автора Вострышев Михаил Иванович

Из книги Язык и человек [К проблеме мотивированности языковой системы] автора Шелякин Михаил Алексеевич

5. Понятие языка и его функций как средства, адаптированного к человеческой коммуникации Как уже отмечалось, язык предназначен для осуществления коммуникации, и его основной функцией является быть универсальным средством человеческого общения, т.е. средством

Из книги Массовая литература сегодня автора Николина Наталия Анатольевна

6.3. Понятие уровней языка Однородные по общему назначению единицы языка, обладающие способностью противопоставляться и сочетаться друг с другом, образуют уровни языка – подсистемы языка. Их выделение производится в лингвистике на разных основаниях, в связи с чем не

Из книги Культура и мир автора Коллектив авторов

8. Типы адаптации языка к человеческой коммуникации и понятие принципов системы языка Поскольку процесс человеческой коммуникации состоит из его участников, канала связи, передаваемой и понимаемой информации об объективной и субъективной действительности, то

Из книги История британской социальной антропологии автора Никишенков Алексей Алексеевич

2.3. Структурно-смысловая жесткость Массовая литература, как мы уже отмечали, не стремится быть учебником жизни, делать читателя выше, лучше, чище, показывать ему реальные проблемы, дополнительно проблематизировать и без того сложную и непонятную жизнь. Она подстраивается

Из книги автора

О. В. Плебанек. Феномен духовной культуры в контексте системного

Из книги автора

Гл. 1. «Структурно-функциональный переворот»

Из книги автора

Гл. 2. Методология структурно-функционального

Из книги автора

2.1. Уровни методологии структурно-функционального подхода Вычленение методологического аспекта в структурно-функциональном подходе представляет собой особую науковедческую задачу. При всех различиях научного мышления Малиновского и Рэдклифф-Брауна теоретические

Из книги автора

2.7. Эмпирические (полевые) исследования в методологии структурно-функционального подхода В наследии классиков функционализма нет специальных работ, посвященных полевой методике, однако опыт полевых исследований Малиновского и Рэдклифф-Брауна, обобщенный

Из книги автора

Гл. 3. Методы структурно-функционального анализа в действии: «примитивные» общества в исследованиях Б. Малиновского и А. Р. Рэдклифф-Брауна Отношение к научному наследию классиков структурно-функционального подхода со стороны представителей разных наук порой

Из книги автора

Гл. 4. Структурно-функциональное направление в развитии: научные школы и преемственность поколений При изучении структурно-функционального подхода в британской социальной антропологии нельзя ограничиваться рассмотрением деятельности только Малиновского

Из книги автора

Гл. 1. Дивергенция структурно-функциональной парадигмы: «неоструктурализм» и «неофункционализм» Нередко в литературе, посвященной британской социальной антропологии, можно встретить резкое противопоставление двух течений – структурализма и функционализма. Первый

План:

  • 1. Понятие «система» и «структура»
  • 2. Концепции системно - структурной организации языка
  • 3. Парадигматические и синтагматические связи языковых единиц
  • 4. Принципы организации языковой структуры

Язык - орудие общения, поэтому он должен быть организован как целое, обладать структурой и образовывать единство своих элементов как некоторую систему.

Структура - единство разнородных элементов в пределах целого.

Система - совокупность элементов, организованных связями и отношениями в целое. Язык - это система, которая подчинена только своему естественному порядку. Язык - это система произвольных знаков.

О языке как системе впервые стал думать Фердинанд де Соссюр . Он писал: «Язык есть система, которая подчиняется только своему собственному порядку». «Язык - это система произвольных знаков». Ф. де Соссюр утверждает, что система имеет приоритет перед составляющими ее элементами. Термин «структура » был введен основоположниками Пражской школы . Структура понимается ими как целое , состоящее из взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов .

Новое толкование понятию «структура» дали представители Копенгагенской школы . Они стали рассматривать это понятие только со стороны отношений между элементами .

Рассмотрение любого объекта можно производить на трех уровнях.

  • 1. Элементный . Рассмотрение объекта как совокупности элементов.
  • 2. Структурный . В этом случае объект рассматривается как совокупность отношений между его элементами.
  • 3. Системный . В рамках этого подхода рассматриваемый объект считается единым, связным целым, определенной совокупностью элементов и отношений.

Таким образом, «структура » - совокупность связей и отношений, организующих элементы в составе целого, а «система» - совокупность элементов, организованных связями и отношениями в единое целое.

Совокупность отношений между знаками образует структуру, а вместе они являются системой. Язык как знаковая система помогает раскрыть их строение, благодаря деятельности мышления.

Традиционной является точка зрения, в соответствии с которой в структуре языковой системы выделяют следующие уровни и единицы этих уровней:

  • 1) фонетико-фонологический (единицы - фонемы и звуки);
  • 2) морфологический (единицы - морфемы и слова);
  • 3) лексико-семантический (единицы - слова);
  • 4) синтаксический (единицы - словосочетания и предложения).

Основным понятием языковой системы является понятие языковых единиц .

Единицы языка - это его постоянные элементы, каждый из которых выполняет свою определенную функцию и имеет свое особое назначение.

По своему назначению языковые единицы бывают разных типов:

  • 1. Строевые (фонемы, морфемы);
  • 2. Номинативные (слова, словосочетания);
  • 3. Коммуникативные (предложения).

Различаются два типа отношений между языковыми единицами: парадигматические и синтагматические. Синтагматические отношения связывают между собой компоненты одного высказывания (старый - человек, стар-ик ). Парадигматические отношения устанавливаются между двумя взаимозаменяемыми элементами. Например, бой - битва - сражение - поединок.

Однако в науке существует и другая точка зрения, которая основывается на выделении трех структурных плоскостей, или измерений, в языке:

  • 1. измерения уровней;
  • 2. измерения аспектов;
  • 3. измерения планов.

Описание языковой системы в трех структурных измерениях позволяет в наиболее полном виде показать своеобразие единиц каждого уровня и взаимоотношения элементов нижестоящего и вышестоящего уровней.

язык речь социолингвистика фонема

Язык – это исторически сложившаяся, специфически человеческая система знаков и способов их соединения, которая служит для передачи мыслей, чувств, волеизъявления людей и является важнейшим средством человеческого общения.

Язык как знаковая система особого рода:

Общение – это обмен информацией. Для общения нам необходим язык. Слово заменяет собой предмет. Слово – это условное обозначение объектов реальной действительности, т.е. знак.

Слова - это самые многочисленные и главные знаки в языке. Другие единицы языка также являются знаками. Знак представляет собой заменитель предмета в целях общения, знак позволяет говорящему вызвать в сознании собеседника образ предмета или понятия. Знак обладает следующими свойствами:

знак должен быть материальным, доступным восприятию; знак направлен на значение; содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами; содержание и форма знака определяются различительными признаками; знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе.

Значение - это содержание языкового знака, образующееся вследствие отображения внеязыковой действительности в сознании людей. Значение языковой единицы в системе языка виртуально, т.е. определяется тем, что данная единица может обозначать. В конкретном высказывании значение языковой единицы становится актуальным, поскольку единица соотносится с конкретным объектом, с тем что она реально обозначает в высказывании. Различают предметное и понятийное значения. Предметное значение состоит в соотнесении слова с предметом, в обозначении предмета.

Понятийное значение служит для выражения понятия, отражающего предмет, для задания класса предметов, обозначаемых знаком.

В своей речи мы кроме того используем жесты, мимические проявления (невербальное общение) наряду с использованием языка.

Язык от жестикуляции и мимики отличается тем, что он более важен. Мимика и жестикуляция вторичны. Язык – орудие познания мира (назвать – значит узнать). Язык выполняет функцию сохранения и передачи каких-либо знаний.

Книги – собирают и передают информацию, поэтому язык – это ещё и средство развития культуры.

Язык как системно-структурное образование:

Язык – сложный многоуровневый организм, система, в которой из более мелких единиц складываются более крупные (звуки-буквы-слова).

Уровни языка:

1) фонетика – самый низкий языковой уровень (изучает звуки, ударения, слоги, интонацию, орфоэпию)

2) морфемика (наука о минимально значимых частях слова – корень, суффикс, приставка и т.д.) и словообразование (наука о том, как из морфем получают отдельные слова).

3) лексикология – наука о словарном составе языка. Изучает значение слова, его функционирование, происхождение (=этимологию), активность использования слова.

4) морфология (наука о строении) – наука о грамматических категориях и формах слова.

5) синтаксис – наука о строении словосочетаний и предложений.

Функции языка: коммуникативная (средство общения), интегрирующая (средство общения нескольких наций), познавательная, накопительная, назывная, воспроизведения, волеизъявления, эмоциональная, эстетическая, воспитательная, указательная.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 3.1 Язык как системно-структурное образование и как знаковая система особого рода.:

  1. №1 Система обучения иностранным языкам. Системный подход как метод научного познания. Признаки и системы обучения и ее структурная организация.
  2. 29. Русская лексика как система. Аргументация её системности.
  3. Тема 3. Человек как объект и психика как предмет изучения психологии (предварительное системное представление)