Разделить по стилям и поместить на полки все архитектурные разновидности частных домов, встречающиеся на рынке Подмосковья - невероятно сложная задача, так как архитектура домов построенных за последние 25 лет - это смесь авторского экспрессионизма, эклектики, удачных и не очень экспериментов с известными нам архитектурными стилями. Грубо, стилистику загородных домов можно разделить:
1. Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда появилась возможность построить собственный дом большой площади. Важно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом. Помещения нарезались интуитивно, а на готовую коробку потом приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши часто облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Большая часть вторичных предложений на Рублево-Успенском шоссе относится к домам в данной стилистике, чьи владельцы уже построили для себя новое правильное жилье, а от старого, расположенного на дорогих участках, пытаются избавиться, но не задешево. Фото 1.
2. Классический стиль в основном встречается в архитектуре больших домов и усадеб на Рублевском шоссе, площадью от 1500 кв.м и больше. Дома симметричных форм, с помпезными входными группами и соответствующими планировками, которые становятся заложниками симметричных эклектичных фасадов. Для отделки используется в основном натуральный камень типа известняка, травертина, доломита и гранита для облицовки цоколя и крылец. Кровля делается из фальцованного медного, свинцового или цинк-титанового листа, или натурального камня - сланца. Себестоимость строительства таких домов зависит от сложности каменного декора, но ориентировочно составляет 1.500-2.000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Данный стиль можно грубо разделить:
- Неоклассицизм - стиль популярный в XVII-XIX веках, узнаваемый по строгим, элегантным линиям и отсутствием излишних декораций, вдохновляемый архитектурным искусством античных периодов Древней Греции и Рима. Фото 2.1.
Необарокко - стиль популярный в Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм и излишество фасадного декора. Фото 2.2.
3. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи. Фото 3 (автор АМ Олега Карлсона).
4. Викторианский стиль характеризует многообразие разновидностей эклектического ретроспективизма с конца XIX века - возрождением более ранних европейских стилей и адаптацией к новым конструктивным возможностям с ассимиляцией китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. В основном ассоциируется не с постройками в Британии, а с домами, построенными в модных буржуазных курортах Нормандии, особенно в известном городке Довиль. Фото 4.
Стоимость строительства домов в стиле Модерн или викторианской архитектуры выше, чем классических домов, но подчеркивает стремление владельца к декоративному искусству.
Также как сегодня мы не одеваемся в стиле 17, 18 или 19 веков и не ездим на каретах или лошадях, строительство новых домов в стилистике Классицизма, Модерна или Викторианского периода считается анахронизмом, поскольку не соответствует духу нашего времени. Уже больше ста лет архитекторы нигде в мире не обучаются проектированию согласно классическим канонам. Таким образом, риск архитектора перешагнуть в поле китча очень большой и по факту в 90% случаев подтверждается.
5. Замковый стиль (или так называемый среди архитекторов - Диснеевский стиль) относится к чистому китчу и характерен для стран Восточной Европы (особенно Румынии) и Китая. В коттеджных поселках бизнес-класса пользовался спросом до кризиса 2008 г. Для отделки фасадов и кровли домов, построенных в замковом стиле, в большинстве случаев используются недорогие отделочные материалы, имитирующие натуральные. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 5.
6. Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.300-1.800 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 6 (автор Portner Architects).
7. Кантри стиль представляет разнообразие домов, строившихся традиционно в разных странах мира, в основном в деревнях и провинциальных пригородах. К этой категории можно отнести следующие стилевые направления:
Бревенчатые дома во всех своих разновидностях. Быстровозводимые, но с определенными ограничениями в отделке. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 600-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.1.
Шале (альпийский стиль) с двускатными крышами и мансардным вторым этажом. Отделка фасадов первого этажа из камня, второго из дерева или штукатурки с деревянным фахверком. Кровля из сланца, дранки или натуральной черепицы. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.2.
Итальянская (средиземноморская) классика характерна кирпичными или оштукатуренными фасадами, с простым декором из камня в виде карнизов, обрамления окон и усиления углов. Большие террасы с навесами, перголами, ставни на окнах и другие элементы имеют первоначальную функцию защиты от солнца, но являются неотъемлемой частью этого стиля. Фото 7.3.
- Английский (тюдоровский) стиль узнаваем по кирпичным или фахверковым фасадам, с окнами небольших размеров, кровлями из соломы или сланца и высокими дымовыми трубами с декоративными элементами. Фото 7.4.
Бельгийский стиль характерен использованием разнотонного кирпича ручной формовки для отделки фасадов, двускатными крышами под большим углом уклона и декоративными карнизами фронтонов. Фото 7.5.
Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич, пеноблок). Дома данного стиля в основном имеют встроенный или пристроенный гараж на 2 машины. В борьбе за данную категорию покупателей девелоперами допускалась экономия, иногда даже в плане нарушений технологий строительства фундаментов и гидроизоляции. Этим коммерческим типом домов массово застраиваются коттеджные поселки, так как их себестоимость довольно низкая и конструктивные решения несложные, но вместо привычных в США 600-700 долларов, в России цена строительства колеблется около 1000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. В результате тюнинга данного стиля появился Замковый стиль. Фото 7.6.
8. Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Также имеет несколько этапов развития:
Функционализм характеризует наличие больших площадей остекления, чистых геометрических форм (обычно прямоугольных), отсутствие излишеств в отделке фасадов и использование крупных нерасчленённых плоскостей из одного материала, разнообразие форм кровли (часто плоской). Сжатая философия стиля - это искренность и прагматичность: «форма определяется функцией, а фасад формой». Фото 8.1 (автор Portner Architects).
Минимализм стремится к триумфу хорошего вкуса - к максимально возможной простоте выполнения, соблюдению основных правил композиции, использованию натуральных материалов, максимальному вниманию к деталям, единой цветовой гамме, световому оформлению и стремлению достичь максимальной функциональности. Фото 8.2 (автор Maxim Winkelaar и Bob Ronday).
Деконструктивизм пытался освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, функциональности и построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей - разрушив старые принципы и создать что-то свое. Фото 8.3 (автор McBride Charles Ryan).
Хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Фото 8.4 (автор АМ Алексея Козыря).
Эко-тек (Био-тек) , где архитектурная выразительность конструкций зданий достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений. Фото 8.5 (автор Guz Architects).
Авангард – яркий и нестандартный стиль, неожиданных и провокационных цветовых решений, контрастов и форм, с применением несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов, с неординарными решениями при сопряжении объемов и плоскостей, создавая асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы. Фото 8.5 (автор АМ Атриум).
Себестоимость строительства домов современной архитектурной стилистики ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем.
Надо подчеркнуть, что почти у каждого из вышеперечисленных архитектурных стилей есть и свой псевдо-стиль, где по разным причинам отступается от стандартных канонов, теряются пропорции и композиция фасадов и используются недорогие имитации натуральных отделочных материалов.
Развитие деревенской архитектуры
Сельское строительство получило широкое распространение в России в середине XX века. Примечательно то, что увеличилась капитальность сельских сооружений, их техническая оснащенность, повысился уровень механизации производства в деревнях, происходило активное внедрение в сельское строительство железобетонных конструкций.
Замечание 1
В 60-е годы система проектирования сельских зданий была перестроена и улучшена, в лучшую сторону изменилась и технология производства работ.
Было сформировано Министерство сельского строительства СССР, которое охватывало широкую сеть специальных трестов и организованные межколхозные строительные организации. В это же время была сформирована система главных институтов, занимающихся объединением типового проектирования и научно-исследовательских видов работ.
В этой связи в сельскохозяйственном проектировании сформировался переход от отдельных типовых проектов к созданию специальных серий, которые позволяли организовать комплексную застройку сел. Проведенные работы по территориальной планировке деревень положительно сказывались на общем облике сельской местности и отдельных поселений.
Одновременно с новым строительством проводилась реконструкционные работы, затрагивающие ряд старых деревень и сёл. Они были направлены на создание рациональной системы обслуживания населения и организации дальнейшего подъема сельской культуры России.
В середине XX века наибольшее внимание уделялось строительству поселений на целинных и залежных землях Казахстана. Примечательно, что строительство главных усадеб и ферм проводилось по типовым схемам. Привязка типовых проектов к местным условиям осуществлялось проектными институтами страны. Известно, что при строительстве первых совхозов были допущены ошибки. Например, в совхозах Акмолинской и Кустанайской областей преобладала жесткая планировка, застройка проводилась мелкими прямоугольными в плане кварталами с расположением сооружений по контуру квартала. Такие поселки были застроены преимущественно одноэтажными домами с большими приусадебными участками. Перерезала ряды небольших домов густая сеть широких улиц, создающая впечатление пустынности поселений и их однообразия. Недостаточно должное внимание в данном случае уделялось к определению господствующих направлений ветров, поэтому была допущена неблагоприятная ориентация домов. Получилось, что формальное применение типовых планировочных схем привело к обезличиванию их архитектурного облика.
Исторические особенности национальной российской застройки
В связи с доступностью дерева, как строительного материала, камень и кирпич имели гораздо меньшую популярность в деревенской застройке. Только высшие слои населения, такие как купцы или зажиточные крестьяне могли позволить себе использовать камень в качестве основного строительного материала. Ряд остальных сооружений подобного типа подлежал регуляции на государственном уровне. Например, такие сооружения, как:
- церкви;
- замки;
- общественные сооружения.
Архитектурное разнообразие индивидуального домостроения развивалось преимущественно в рамках деревянных зданий. Данный факт оставляет след не только на ранней архитектуре Руси, но и на современной.
Замечание 2
При строительстве новых домов или их реконструкции зодчие стремились применить элементы декора. Одним из основных элементов, безусловно, была художественная резьба по дереву.
По своей сути, русский человек больше был склонен к функциональности, чем к декору, однако нельзя сказать, что архитектура в деревенской застройке России была абсолютно лишена элементов декорирования фасадов. Основная часть архитектурных изысков развивалась в рамках храмовых построек, в это сфере зодчие не жалели ни сил, ни вдохновения. Стоит отметить также и особенности крыш в деревенских постройках России. Данную черту нельзя назвать строго национальной, так как она встречается во многих других странах. Дело в том, что во многих южных странах была распространена плоская конструкция кровли сооружений. В российских деревнях тип атмосферных осадков, как правило, не позволял предусматривать такой вариант кровли. В этой связи даже самые ранние здания обусловлены именно этой бытовой особенностью.
Стили русских деревенских построек
Принято считать, что наибольшее влияние на формирование архитектурных традиций в России оказали замки и храмы, индивидуальные постройки всегда оставались в тени. Такие тенденции наблюдались до XVIII века, пока не началось активное строительство дворянских усадеб, а также домов зажиточных представителей иных сословий. Примечательно, что и для этого периода существует ряд интересных типов индивидуальных домов, которые до сих пор отражаются в современной архитектуре.
- Изба или сруб. Данный вид строений появился одним из первых на Руси. Он представляет собой небольшой дом из рубленых деревьев, имеющий, как правило, двускатную крышу. Избы и срубы имели минимум декоративных украшений фасадов;
- Шатровый стиль. Такой вид строений получил свое название в связи с завершением здания церкви не куполом, а многогранным шатром. Изначально стиль получил распространение в храмовых постройках, но позднее вошел в архитектуру барских домов, а ко времени правления Ивана Грозного и вовсе реализовывался в каменных сооружениях. Псевдоготические очертания некоторых современных сооружений обязаны своим появлением именно этому стилю деревенских построек;
- Усадьба. Усадьбы пришли на смену другим сооружениям в деревне – хоромам в XVII веке. Зачастую под данным термином понимается не только жилое помещение, но и комплекс сооружений, расположенных на индивидуальном участке. В таких зданиях могу располагаться помещения для проживания слуг, конюшни, а также дополнительные строения. Данный период характеризуется потерей национальных черт в архитектуре индивидуальных строений. Русские усадьбы преимущественно придерживались классической стилистики.
Древнерусский дом-терем в Погорелово оригинален своей эклектичностью - постройка со сложной объемной планировкой, перекликающаяся с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат, в то же время совершенно практична с деревенской точки зрения - здесь все сделано по уму и все приспособлено для ведения крестьянского хозяйства.
Более чем за 100 лет дом ни разу не подвергался реставрации, сохранив подлинный декор и оригинальную роспись интерьеров.
В 540 км от Москвы, между Судаем и Чухломой, простирается живописный край, раскинувшийся вдоль берега реки Виги. Ещё 25 лет назад здесь находилась деревня Погорелово, 1-ое письменное упоминание о которой относится к началу XVII века. Сегодня всё, что осталось от селения, это лишь название да остовы деревянных срубов.
Но, не иначе как чудом, на небольшой возвышенности ещё стоит один-единственный уцелевший и живой дом.
Выстроен сей дом в 1902-1903 гг. местным крестьянином-отходником И.И. Поляшовым.
Жители деревни Погорелово являлись государственными (казёнными) крестьянами, которые могли уходить на заработки (в отличие от удельных) или вести ремесло в родном крае.
Одним из таких отходников и был Поляшов Иван Иванович, в народе имевший прозвище Поляш.
Имелись у Ивана Ивановича артели плотников и резчиков - занимался он строительством загородных домов и малых архитектурных форм в Петербурге и его окрестностях, т.е. был подрядчиком.
Терем представляет из себя 2-этажное здание, рубленное из бревен, на кирпичном цоколе и обшитое снаружи калёванным тёсом.
Крупный объём усложнён на фасадах ризалитами, эркером и невысокой башенкой; крышу завершают светёлка и мезонин. Свесы кровли украшены пропильными орнаментальными подзорами, ажурный рисунок которых напоминает вышивку. Фасады оформлены изысканного рисунка пропильной резьбой и различными по форме наличниками нескольких типов.
С одной стороны к дому изначально была пристроена 2-этажная хозяйственная часть дома (разобрана в 1973 г., сейчас там вид веранды), что свойственно крестьянским домам северного края.
По одной версий строительством этого дома занимался архитектор немец, который помогал Поляшову с мельницей и лесопилкой на реке Виге.
По другой - проект дома сделал сам Поляшов, который на своем веку построил много дач под Петербургом. Эта версия представляется более правдоподобной.
Погореловский терем перекликается с лучшими образцами загородных дач в русском стиле, с невероятно богатыми интерьерами парадных комнат.
По парадной лестнице сразу можно подняться на 2-ой этаж, где располагались гостиные и спальни хозяев. Но, пожалуй, самое красивое место во всём доме - парадный холл.
Настолько богато декорированный, как и резьбою, так и росписью, что если б не пастельные цвета, запестрело бы в глазах.
Просто удивительным образом, спустя век, всё это дошло до нас в первозданном виде. И не где-нибудь в крупном городе, а в настоящей глуши.
Хотя, после 1917 г. у Поляшовых и отобрали весь сельхозинвентарь и скотину, но дом семье оставили. До коллективизации семья жила в своём доме, после которой Ивану Ивановичу с семьёй оставили лишь небольшую часть дома на 1-ом этаже, а остальные помещения заняли разные конторы.
Поляшов умер в своём доме, а вот жене сразу после похорон мужа пришлось уехать из деревни.
Пока в деревне была жизнь, в доме размещались и детский сад, и лесная контора, и школа.
Но к концу 1960-х деревня становится неперспективной. В 1972 г. сельсовет закрылся и выехал из Поляшовского дома.
Дом бы несомненно пропал, если бы не чистая случайность. Чета московских художников-авангардистов - Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова - тем же летом совершала байдарочный поход по реке Виге и совершенно случайно заприметив сей дом, купила его.
Дом NLK-домостроение в России от Ильи Насонова .
Для дома, о котором мечтали хозяева, они долго и придирчиво искали подходящее место. В итоге выбрали участок, находящийся на краю одной из подмосковных деревень: красивый вид, церковь на холме. А кроме того, на участке имелся достаточно мощный фундамент, что существенно сокращало сроки строительства.
Интересно, что в плане фундамент был крестообразным, и именно это послужило отправной точкой при выборе архитектурно-планировочного решения. Эскизы, предложенные специалистами фирм, в которые обращались хозяева, не соответствовали их представлению о родовом гнезде: получались какие-то ангары. Время шло, а нужного решения не находилось. И тогда хозяйке пришла в голову идея попросить нарисовать главный фасад дома своего зятя, дизайнера интерьеров. Да, он не архитектор, ну и что же? Зато хорошо знает, чем живёт семья и какой дом хочет. Илья Насонов, автор этого проекта, нарисовал главный фасад, а за ним и три остальных.
В плане дом, как и фундамент, получился крестообразным. «Родственный» подход оказался удачным, и за одну неделю на основании эскизов конструкторское бюро компании производителя стенового комплекта подготовили необходимую документацию. Вопрос о том, из чего строить дом, не возникал: только .
Какой именно вид древесины выбрать – подсказал случай. Недалеко от деревни в коттеджном посёлке компания «НЛК-ДОМОСТРОЕНИЕ» возводила коттеджи из клеёного бруса. Данный материал обладает массой функциональных и эстетических достоинств. Цветовое решение было выбрано очень обдуманно – это пример бережного отношения к окружению. Поскольку главным объектом среди близлежащих строений являлась церковь из красного кирпича с деталями белого цвета, то, чтобы не контрастировать с нею, а быть единым деревенским ансамблем, основными цветами дома стали белый и красный. Здание получилось достаточно большим по площади. Цокольный этаж занимают мастерская и технические помещения. На первом находится репрезентативная зона, на втором – приватная. Проектирование интерьера совершенно не походило на то, что обычно понимают под этим словосочетанием. По словам Ильи Насонова, с его стороны это был, скорее, консалтинг, ибо основные идеи исходили от хозяйки дома.
Если судить строго, то с профессиональной точки зрения интерьера здесь нет: множество зон, перетекающих одна в другую, каждая из которых удачно сложилась, но вместе они выглядели бы довольно разнопланово, если бы не были объединены неким общим началом – белёной мебелью в стиле французского Прованса. Именно её выбрали владельцы, поскольку дом виделся им не просто загородным, а именно деревенским. Интересно, что практически вся обстановка за исключением кухни была куплена на мебельной выставке в Китае, и помимо «прованской» мебели хозяйка приобрела аутентичные предметы, не устояв перед их восточным шармом.