06.03.2019

Конспект занятия ОО Познание в подготовительной группе. Лекарственные растения


Людмила Кривова
Конспект открытого занятия в подготовительной группе. «Лекарственные растения»

План-конспект

открытого занятия в подготовительной группе

тема : "Лекарственные растения "

Выполнила : Кривова Л. В.

воспитатель МКДОУ детский сад "Солнышко"

Цель занятия . 3стр.

Задачи. 3стр.

Предварительная работа. 3стр.

Ход занятия . 3-5стр.

Итог. 5стр.

Цель занятия : закреплять знания детей о пользе лекарственных растений .

Задачи :

образовательная : расширять знания детей редких растениях ;

развивающая : расширять кругозор, развивать связную речь, мышление;

воспитывающая : развивать бережное отношение к растениям .

Оборудование : иллюстрации Красной книги и лекарственных растений , дидактическая игра по теме, ножницы.

Предварительная работа : рассматривание с детьми лекарственных растений , беседа о их пользе.

Ход занятия:

Ребята посмотрите кто к нам сегодня пришёли на занятие ?

(ответы детей)

Правильно педагоги нашего детского сада.

Здравствуйте мы скажем педагогам!

Ребята и наши гости мы знаем, что сейчас на улице холодно и можно простудиться, а чтобы этого избежать не обязательно идти в аптеку.

Как вы уже догодались, мы сегодня поговорим о здоровье, как его сохранить, и как без таблеток излечить недуг.

Послушайте небольшой рассказ. "Однажды одна девочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, она собирала разные цветы. Она набрала большой букет, который хотела подарить своей бабушке, чтобы порадовать её. Но, увидев цветы, бабушка сказала : " Не все цветы в природе растут для букетов , если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама"

Ребята, а как вы оцениваете поступок ддевочки? (.)

Надо ли беречь природу? (.)

Как вы считаете чем полезны растения ? (.)

Правильно, самое главное чем полезны растения , это - кислород, который они выделяют. Но, к сажалению, иногда люди срывают редкие растения , занесённые в Красную книгу.

А вы знаете, что такое красная книга? (показ книги на слайде)

Красная книга,ребята, это документ, в который занесены растения и животные , находящиеся на грани исчезновения, которые необходимо оберегать. Также в ней находятся и редкие лекарственные растения .

Ребята, а как вы думаете почему их так называют? (.)

Дидактическая игра : "Собери растение ". Теперь после того как каждый собрал своё лекарственное растение , назовите егои расскажите о нём.

(Дети рассказывают о лекарственных растениях )

Шиповник

Если слабость и сонливость, если бегать нету сил, пей шиповника отвар, в нём целебный витамин.

Рябина красная

Если ночью плохо спишь, часто голова болит, пейте сок рябины красной он вас быстро вылечит.

Календула

Семена как ноготки, жёлто-красные цветы от горла помогают, кто же их не знает. И т. д.

Ну и, конечно, нужно помнить, что лечение травами не всегда полезно. Иногда при неправильном употреблении могут появиться тяжёлые последствия.

Физкультминутка "Красные, голубые цветы"

Аппликация, с элементами рисования "Ромашка"

Дидактическая игра"Лишний цветок"

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

(Дети хором)

Растения мы знаем , бережём и охраняем, в книгу краную они, уж давно занесены.

Итог :

Ребята о чём мы с вами сегодня говорили? и т. д.

А теперь давайте вспомним чай с какими лекарственными растениями мы пьём дома и в детском саду и для чего?

(Ответы детей)

Лучше доктора любого лечит скуку и тоску, чашка вкусного, парного самоварного чайку!

Мы приглашаем всех гостей отведать наш чай с лекарственными растениями , которые мы собирали вместе с ребятами : из мяты мелиссы, смородины.

Занятие окончено .

Конспект занятия ОО Познание для детей подготовительной группы «Чудесные, полезные, станут нам известные».

Программное содержание: уточнить и расширить представления детей о лекарственных растениях; закрепить понятия о взаимосвязи растительного мира и человека; познакомить детей с правилами сбора и сушки лекарственных растений; развивать интерес к природе родного Воронежского края.
Словарь: душица, шалфей, зверобой, чабрец, земляника лесная; лекарство, лекарь, лечение, лекарственный чай; народные целители, траволечение, травник, знахарь.
Оборудование: высушенные лекарственные растения. Чашки для заваривания травяного чая, иллюстрации лекарственных растений, презентация № 1 «Лекарственные травы», презентация №2 «Народная медицина в древней Руси», презентация №3 «Сбор и хранение лекарственных трав», презентация №4 «Лекарственные растения (травы, кустарники, деревья)».
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. У меня появилась необычная азбука: «Азбука лечебных трав». В ней названия лечебных трав расставлены в алфавитном порядке.
Дети называют букву, а воспитатель показывает и рассказывает о растении.
Воспитатель: Ребята, лечебные травы – это какие, по вашему мнению?
Дети: Лекарственные.
Воспитатель: слова: лекарство, лекарь, лечение – это однокоренные и очень близкие по значению. Они относятся к древнеславянским и используются восточными и западными славянами, чехами, поляками. Лекарство – это вещество или смесь веществ синтетического или природного происхождения в виде лекарственной формы. Какой?
Дети: Таблетки, капсулы, растворы, мази, кремы, настойки.
Воспитатель: Их используют для профилактики, лечения заболевания. Лекарь – официальное название врача в Российской империи. Лечение –греческое слово «терапия» - оздоровление. Чтобы оздоровиться люди с давних времен используют лечебные травы. Ребята, если их заварить кипятком, как чай, что получится?
Дети: Лекарственный чай.
Воспитатель: Сейчас мы это сделаем. В коробочках насыпаны лекарственные травы: шалфей, зверобой, чабрец, душица, лесная земляника. Рассмотрите их внимательно, понюхайте. Я заливаю их кипятком, накрываю и оставлю на некоторое время. Пусть получится чай из трав. Таким травяным чаям наши прабабушки и прадедушки уделяли большое внимание, так как они помогали при различных болезнях или просто радовали удивительным вкусом и ароматом. Давайте посмотрим презентацию о лекарственных травах, которые сейчас завариваются: название, где растет, что лечит.
Презентация №1 «Лекарственные травы». Воспитатель: Хорошее здоровье – основа долгой и счастливой жизни. Медики всего мира уделяют внимание народной медицине. Значит, она какая? Дети: Та, которую давно придумал народ.
Воспитатель: Народные целители и знахари использовали природные средства, то есть что подарила природа. Народная медицина всегда была тесно связана с историей и духовными традициями народа. На Руси траволечение широко практиковалось (еще до принятия христианства). В деревнях в те времена реальную помощь и добрый совет люди могли получить только у целителей-ведунов и бабок-знахарок, которые бережно хранили накопленные поколениями народных мудрецов знания и опыт. Люди верили в сверхъестественные силы Природы и Бога. Трудно сказать, что помогало – целебная сила растений или вера в помощь Всевышнего. Ни одно дело в народе не обходилось без молитвы, в которой призывали облегчить страдания больного. До наших дней дошло много старинных травников с указанием лекарственных трав и способов их применения.
Презентация №2 «Народная медицина в древней Руси».
Воспитатель: При Петре Первом стали разводить аптекарские огороды, на которых выращивали лекарственные травы. Очень важно бережно относиться к окружающей нас природе. Нельзя рвать и сушить всевозможные целебные травы впрок, та как природные запасы быстро скудеют. (Если срезать только верхушку зверобоя, а не выдергивать с корнем, тогда на это место можно приходить за ним в течение многих лет). А многие виды растений уже исчезли. Куда о них записано?
Дети: В Красную книгу.
Воспитатель: Можно лекарственные растения разводить в саду или в огороде. Стихотворение «Целебные травы» нам может рассказать Лиза.
Наступили дни целебных трав –
Мяты, иван-чая, зверобоя,
Их в пучки душистые собрав.
Из лесов несу цветы с собою.
Все целебно: лес, луга, поля,
Подорожник, заросли тимьяна.
Щедрая, прекрасная земля,
Словно лекарь нам врачует раны.

Презентация №3 «Сбор и хранение лекарственных трав».
Воспитатель: Человек давно заметил, что звери тоже лечатся растениями, разыскивают для себя нужные. Если в лесу быть внимательным и наблюдательным, можно узнать много нового. Послушайте, какое стихотворение расскажет Денис.
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны.
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Луга июльские – чудо простое,
Синее, белое, золотое.
Травы лечебные – травы целебные!
Нет на земле бесполезной травы!
Все растения надо знать,
Их беречь и охранять.
Ведь из трав лесного царства
Люди делают лекарства.
Воспитатель: Вот и мы отправляемся в лесное царство.
Физкультминутка «Путешествие в лес» (дети выполняют движения в соответствии с текстом).
Здравствуй, лес, прекрасный лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи.
Ты же видишь – мы свои.
Только в лес мы вошли –
Появились комары.
Дальше по лесу шагаем,
И медведя мы встречаем.
Снова дальше мы идем –
Перед нами – водоем!
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее.
Раз, два, раз-два,
Позади теперь вода.
Раз, два, раз-два,
Позади теперь вода!
Руки выше поднимаем.
Дышим ровно, глубоко.
Воспитатель: Посмотрите, мы - на лесной поляне. Вот - куст шиповника с ароматными розовыми цветами, рядом заросли белой ромашки, которая смотрит на тебя своим желтым глазком, приветливо шелестят листья березы. Отдыхая в тени, давайте рассмотрим растущие здесь лекарственные травы и попробуем по внешнему виду определить их названия. Я загадаю вам загадки, а правильные ответы впишу в клеточки кроссворда. Ребята, давайте расшифруем кроссворд?
№1 Кроссворд «Здоровье».
1.Кто любит меня,
Тот и рад поклониться,
А имя дала мне
Родная землица. (Земляника)

2. Неприметна среди трав,
У нее спокойный нрав.
Кто полезностью гордится?
Ароматная … (Душица).

3. Если стебель отломить,
Руки трудно уж отмыть!
Желтый сок в листочках,
В маленьких цветочках,
Тот сок для добрых чистых дел,
А что за травка? (Чистотел)

4. Травка та растет на склонах
И на холмиках зеленых.
Запах крепок и душист,
А ее зеленый лист
Нам идет на чай.
Что за травка – ч…отгадай? (Чабрец)
5. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас исцелит? (Подорожник)

6. Мелкий желтенький цветок,
Он не ярок, не высок.
Вылечит недуг любой.
Что же это? (Зверобой)

7. Сверху листик гладкий.
Но с байковой подкладкой. (Мать –и –мачеха)

8. Среди пахнущей травы
Может быть, встречали вы –
Помогает «духом фей»
Простудившимся…(Шалфей)
Воспитатель (после отгаданной мать-и-мачехи): Вы обратили внимание, какое необычное название травы? Кто знает, почему?
Ответы детей. Воспитатель: У этого растения есть еще одна довольно редкая особенность – его цветки появляются раньше листьев.
О ее происхождении сложено много грустных легенд. У одной женщины умерла родная дочка. Все дни проводила она на кладбище, гладила ладонями, ласкала землю, в которой покоилось любимое дитя. Из материнской любви появился цветок, который войлочной теплой стороной листа укрывал могилу девочки. Но была у этой женщины еще и падчерица, которую она не любила. И поэтому другая сторона листа была более жесткой и холодной.
Воспитатель (после загадки про шалфей): Ребята, все клеточки заполнены – мы разгадали кроссворд, в выделенных цветом клеточках спряталось важное слово. Кто его прочитает?
Дети читают.
Ч Ш
И Ч П М А
С А О А Л
Т Б Д З Т Ф
З Д О Р О В Ь Е
Е У Т Е Р Е - Й
М Ш Е Ц О Р И
Л И Л Ж О -
Я Ц Н Б М
Н А И О А
И К Й Ч
К Е
А Х
А
Воспитатель: Здоровье мы укрепляем и бережем, не хотим болеть. Помогут нам в этом полезные ароматные травы. Они приятно пахнут, например, мята. На языке цветов мята является символом доброты, гостеприимства. По народным поверьям мята изгоняет злых духов, поэтому ставят на окно горшочек с растущей мятой, а если положить в кошелек мятный листик, то это принесет удачу в денежных делах. Одна легенда так объясняет появление мяты. Полюбила девушка Мента красивого парня из бедного рода. Её родители запретили им встречаться. Но влюбленные нарушили запрет и тайно встретились. От замечательного запаха, что шел от девушки, юноша уснул. И в это время злые люди их разлучили. Красавицу Менту забрали в лесное царство, а парня бросили в глубокую быструю реку. Узнала об этом Мента, заплакала, и, чтобы быть вместе с любимым, бросилась в ту же реку. А там, куда падали ее слезы, выросли растения с бледно-фиолетовыми цветочками, прекрасным запахом. А назвали их мята.
Если вам понравилось отгадывать загадки, можем заполнить второй кроссворд с названиями заваренных сегодня трав.
Вкусен чай и ароматен,
С ней он легок и приятен:
Листочки сорваны, помяты.
Что ты вдыхаешь? – запах (мяты).

2. Он излечит, исцелит.
И от множества болезней
Непременно защитит.
А его зеленый лист идет
На благородный чай.
Что за травка, отгадай? (Чабрец)
3. Среди пахнущей травы
Может быть, встречали вы –
Помогает «духом фей»
Простудившимся…(Шалфей).
4.Если что-то заболит,
Даже зверь не устоит.
С какой же травкой пить настой?
С чудо-травкой…(Зверобой). 5. Травка та растет на склонах,
Эта травушка с цветами.
Она «горная отрада»,
Мы всегда ей очень рады.
Над ней пчелка, словно жрица…
Как зовут её? (Душица)
Воспитатель: В выделенных цветом клеточках появилось главное слово. Прочитаем вместе: трава.
Д
У
Ч Ш
М А И
Я Б Ш З Ц
Т Р А В А
А Е Л Е
Ц Ф Р
Е О
Й Б
О
Й

Воспитатель: Два главных слова из кроссвордов: «здоровье» и «трава» показывают, что для укрепления здоровья нам понадобятся лекарственные травы. А запах мяты поможет успокоиться, расслабиться и даже крепко уснуть. Воспитатель:
Коль в ночи опять не спится,
Не сомкнуть опять ресницы,
Простынь в ёрзаньи измята.
Выпей чай из листьев (мяты).
С давних времен мяту зашивали в подушки для здорового сна. Приглашаю вас сесть за столы и изготовить своими руками волшебные мешочки, внутри которых – высушенная трава мяты.
Дети после показа воспитателя с минимальной помощью взрослого изготавливают мешочки из мяты.
Воспитатель: Волшебный запах мяты наполнил весь наш зал. Эти мешочки вы отнесете домой, подарите мамам. А гостям мы предлагаем чай из лекарственных трав, который уже заварился. Давайте на него полюбуемся, понюхаем. Видите, какой цвет и аромат получился? Каждая травинка, листик, цветочек изменились – они разбухли, раскрылись - как будто демонстрируют нам себя. Какие они прекрасные и такой чай необходимо поскорей выпить. Мы прощаемся с гостями и желаем всем приятного чаепития.

Елена Тишина
Конспект НОД в подготовительной группе «Лекарственные растения»

Конспект НОД в подготовительной группе

«Лекарственные растения »

Интеграция образовательных областей :Познавательное развитие. Коммуникация. Чтение художественной литературы. Физическое развитие. Здоровье.

Цель : Закреплять знания детей о пользе и применении лекарственных растений

Задачи :

Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края , их значение в жизни человека : оздоровительном, эстетическом;

Об их взаимосвязи с окружающей средой;

Знакомство со стихами, загадками о лекарственных растениях ;

уточнить и закрепить знания детей о правилах их сбора, хранения и применения лекарственных трав ;

Развивать память, логическое мышление, внимание, умение анализировать, связную речь.

Воспитывать бережное отношение к растениям , окружающей среде.

Предварительная работа : беседа о Красной книге; рассматривание картинок о растениях , находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений , о правильном их сборе и безопасном поведении с ядовитыми растениями , игры – определи по запаху, вершки и корешки, узнай растение ; экскурсия в лес, отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Оборудование : картинки и карточка с изображением лекарственных трав (лопух, одуванчик, крапива, подорожник, ромашка, тысячелистник.) Иллюстрации с изображением ядовитых растений , музыка «Вальс цветов» .

Ход НОД.

Изображение растений

Посмотрите, что вы видите?

Ребята, для чего нам нужны растения на нашей планете - Земля?

(Растения помогают дышать , радуют нас красотой, лечат от болезней. Без них бы не было жизни на Земле.)

Очень давно, ребята, люди заметили, что звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Много лет люди передавали друг другу свои знания о лечебных свойствах растений . Сейчас можно купить книгу или справочник о лечебных травах, где подробно написано как можно использовать лекарственное растение . Но важно знать : нужно посоветоваться с врачом, прежде чем применять лекарственное растение .

А сейчас время поиграть в дидактическую игру «Собери ромашку» .

Воспитатель предлагает детям пройти на полянку. Рядом стоит вспомогательное панно с табличками, картинками, схемой цветка.

Ромашка разделена на части : корень, стебель, лист, лепестки. Дети должны собрать цветок - ромашку. На помощь ребятам прилетает пчела. Пчела вместе с детьми еще раз повторяет части цветка. Затем она предлагает взять ребенку :

Что идет сначала? Корень. Верно.

Дети составляют ромашку.

Пчела : «Мы вместе сложили цветок. Это ромашка.

Что вы знаете про это растение ? (можно гадать на ромашке, есть песни про это удивительное растение )

Ромашка это очень полезное лекарственное растение .

Ее добавляют в шампунь, чтобы волосы легко расчесывались. Ромашку добавляют в чай от простуды.

Чтение стихотворения ребенком (выученное заранее) М. Киселевой «Если вдруг ты заболел…»

Если вдруг ты заболел,

Не спеши с таблетками, пригласи своих друзей

С зелеными ветками.

Они и красивей, и тоже лечебные,

Бывают и горькие, но очень полезные.

Помногу их пить тоже нельзя,

Бывают опасными эти друзья.

О каких друзьях говорится в стихотворении? лекарственных растениях )

Да, если лекарственными растениями умело пользоваться , то можно сохранить здоровье на долгие годы. Нас окружают растения : каждая поляна или уголок леса – целая зеленая аптека.

Говорят, что лечение травами известно с давних времен. Люди заметили, что растения , которыми они питаются, могут еще быть и целебными. У нас на территории детского сада много таких растений . Предлагаю убедиться в этом и приглашаю пройти к «Зеленой аптеке» на экологической тропе детского сада.

(занятие продолжается на территории детского сада)

Первое лекарственное растение , о котором я хочу рассказать, вам хорошо знакомо, послушайте загадку.

(Ребенок загадывает загадку. Когда дети отгадывают загадку, ребенок который загадывает показывает каточку с растением )

Ребенок : Тонкий стебель у дорожки,

на конце его – сережки,

на земле лежат листки-

маленькие лопушки.

Нам он как хороший друг,

Лечит раны ног и рук.

Каждый лист мой любит тропки

У обочины дорог.

Он однажды людям добрым

Раны вылечить помог. (подорожник- карточка)

Почему оно так называется?

Рассказывает ребенок : Подорожник растет вдоль дорог . Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, который надежно укрепляет в почве, стебелек с соцветием. Оно тоже жесткое и упругое. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения . Подорожник называют «зеленым бинтом» . Если разобьешь коленку, сорви лист подорожника, очисти от пыли, затем поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.

Послушайте следующую загадку :

Ребенок :Не пустили в огород-

Оттого она и жжет. (крапива -карточка)

Ах, не трогайте меня,

Обожгу и без огня. (крапива)

Почему же все-таки крапива обжигает?

Оказывается на листьях и стеблях растения имеются особые волоски. Внутри волосков – едкая жидкость.

Рассказывает ребенок : Дотронулся – получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи. В ней содержатся вещества, убивающие микробы. Она хорошо останавливает кровь, а еще укрепляет волосы.

А сейчас ребята загадают загадки о таких лекарственных растениях , которые помогают нам, если мы заболели. Будьте внимательны и постарайтесь их отгадать.

Ребенок : Летом рад я свежей

Ягоде медвежьей,

А сушеная в запас

От простуды лечит нас. (малина - карточка)

Рассказывает ребенок : Малина - прекрасное ягодное растение , да и доктор незаменимый. Отвар сухих плодов и варенье используются для лечения простудных заболеваний. Противопростудным средством является и «малиновый чай» - так называют заваренные кипятком верхушки малиновых побегов с листьями, цветками, незрелыми плодами. Душистые, сладкие, нежные вызревшие плоды, как будто вобравшие в себя все тепло и солнечный свет июльских дней и яркими огоньками горящие в зелени листьев, так и манят к себе. Окраска плодов малины может быть либо красной, либо желтой. Считают, что красноплодная малина богаче биологически активными веществами и, значит, полезнее. Желтоплодная малина нежнее и слаще.

Ребенок : Весной растет ,

Летом цветет,

Осенью осыпается,

А цветок – на медок,

Лечит от гриппа,

Кашля и хрипа. (липа- карточка)

Стихотворение «Липа» читает ребенок

Посмотрите дети -

Это липы цвет,

Ароматы лета,

Нам принес в привет,

Чай его душистый,

Любит стар и мал,

Очень многим людям

Он здоровье дал :

Сбил температуру,

Горло подлечил,

Горькую микстуру

Детям заменил,

И от кашля средства

Просто лучше нет -

Вот какой кудесник

Этот липов цвет!

Вот из этого прекрасного стихотворения мы узнали о пользе цветов липы.

Ребенок : Нарядные платьица,

Желтые брошки,

Ни пятнышка нет

На красивой одежке. (ромашка-карточка)

Ребенок : Носит этот мальчик

Желтый сарафанчик.

Подрастет – нарядится

В беленькое платьице,

Легкое, воздушное,

Ветерку послушное. (Одуванчик - карточка)

Физкультминутка «Одуванчик»

Одуванчик, одуванчик,

Стебель тоненький, как пальчик (пружинка)

Если ветер быстро, быстро (руки вверх)

На поляну полетит

Все вокруг зашелестит (руки вверх и машут)

Одуванчика тычинки (бег на месте)

Разлетятся хороводом (потянуться вверх, вздохнуть и опустить руки)

И сольются с небосводом.

Используют одуванчик в медицине. Причем используются и корни, и листья и сок растения . Препараты на основе одуванчика помогают от многих болезней свойствами.

Известны и косметические свойства одуванчика – маска из его -свежих листьев хорошо увлажняет кожу. А настой из цветков одуванчика помогает бороться с веснушками

Ребенок :Выпускает он листы

Широченной широты,

Держатся на стеблях крепких

Сто плодов шершавых, цепких.

Если их не оберешь,

На себе их все найдешь (лопух-карточка)

Лопух (репейник)

У этого растения несколько названий - лопух, репей или репейник. Летом лопух цветет. Его лилово-красные хохлатые цветки довольно красивы. Когда отцветут, на их месте появляются круглые корзиночки с острыми колючками-крючками. С помощью этих колючек они цепляются ко всему, что окажется рядом. Есть даже такая поговорка : «Прицепился, как репей. Из листьев лопуха готовят настойку, которой потом опрыскивают садовые растения . Такие растения дадут хороший урожай, потому что им не страшны будут гусеницы и другие вредители. Лопух большой очень часто используют в медицине. Для приготовления лекарств чаще всего используют корни, реже листья и плоды. С помощью этого растения лечат болезни , заживляют раны, укрепляют волосы. (Можно показать детям пузырек с репейным маслом) .

Даже такое простое, сорное растение как лопух , он же репей, репейник, может одарить, научить, накормить, вылечить. Берегите это зеленое богатство, растущее у нас под ногами !

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Физкультминутка «Аленький цветочек»

(дети выполняют движения под аудиозапись)

Есть на свете цветок алый-алый,

Яркий, пламенный, будто заря,

Самый солнечный и небывалый,

Он мечтою зовётся не зря.

Может там за седьмым перевалом

Вспыхнет свежий, как ветра глоток,

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Самый сказочный и небывалый,

Самый волшебный цветок.

Как вы думаете ребята, где и когда собирают лекарственные растения ? Как правильно их сушить?

ЗАПОМНИТЕ ПРАВИЛА СБОРА ЛЕКАРСТВЕННЫХ ТРАВ ,

Цветки собирают, когда растение цветет .

Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались.

Собирают в сухую погоду, лучше утром, когда высохнет роса, сушат под навесом.

Нельзя собирать вблизи дорог. Они опасны, так как содержат много вредных веществ – поглощают выхлопные газы машин.

Не рвать растения , которые занесены в красную книгу. Это редкие растения , их охраняют от исчезновения.

Растения , которые детям и взрослым незнакомы, собирать в лечебных целях нельзя – это может быть очень опасно!

Но рвать и топтать их тоже не следует, они могут быть полезны некоторым животным.

Запомните крепко накрепко – ядовитые и незнакомые растения рвать нельзя !

Рефлексия.

О чем мы сегодня говорили? (о лекарственных растениях ,

Лечиться можно не только с помощью таблеток, но и лечебными травами. Но для этого надо хорошо в них разбираться и правильно заготавливать.)

На прощание пчела Майя повторяет с детьми лекарственные растения и проводит с детьми хоровод «Краски лета» , с использованием карточек лекарственных растений .

Ребенок : Лес, как сказочное царство,

Там кругом, растут лекарства ,

В каждой травке, в каждой ветке -

И микстура, и таблетки.

Ну, а чем и как лечить

Родители и воспитатели нас могут научить.

Все целебные растения .

Знают они без исключения.

Нужно только не лениться,

Нужно только научиться.

Находить в лесу растения ,

Что пригодны для лечения!

Ведь из трав лесного царства,

Люди делают лекарства .

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях , своими умениями.

Ребенок : Растения мы знаем , бережем и охраняем,

В книгу Красную они,

Уж давно занесены.

Люди рвут их не на потеху,

Отнесут их все в аптеку.

В заключение нашей деятельности я хочу прочитать вам стихотворение о бережном отношении к природе.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я и ты

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Природу друг мой охраняй!

Никого не обижай!

Не губи деревья ты!

Сохрани в лугу цветы!

Я подарю вам открытки с изображением лекарственных растений . Спасибо всем вам за подготовку и проведение сегодняшнего мероприятия. Все большие молодцы!

Интеграция образовательных областей: Безопасность (безопасный отдых на природе), познание, чтение художественной литературы, музыка.

  • Учить детей укреплять своё здоровье в процессе общения с природой.
  • Расширять и уточнять представления детей о деревьях и растениях луга.
  • Закреплять умения правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и т.д.).
  • Формировать представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать.

(Занятие начинается в группе, а затем дети переходят в зал.)

Воспитатель:

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите – письмецо.
Может – это лучик солнца,
Что щекочет мне в лицо?
Может – это воробьишко,
Пролетел и обронил?
Может кот письмо, как мышку,
На окошко заманил?

От кого пришло это письмо, вам хочется узнать?

Тогда вам нужно отгадать загадку?

Чтобы сосны, липы, ели
Не болели, зеленели,
Чтобы новые леса
Поднимались в небеса,
Их под звон, и гомон птичий,
Охраняет – кто?

(Лесничий.)

Правильно отгадали, письмо пришло от Лесничего-деда Луки. Вот, что он пишет.

Дорогие ребята, сегодня в осеннем лесу праздник: “День рождения леса”. Приглашаю Вас к себе на праздник в лес.

Ну, что ребята, пойдём?

(Дети идут и находят конверт с заданием, на нём написано “Собери лес”. Дети собирают картину.)

Дети, в какой лес мы свами пойдём? (Смешанный.)

Почему он так называется?

Какие знакомые деревья вы видите в смешанном лесу?

Ну, а теперь мы свами пойдём в смешанный лес. (Дети входят в зал.)

Куда мы свами попали? А что это за домик – давайте посмотрим.

Маленький Гномик сидит у окошка,
Гномику, видно, скучно немножко.
Скучно сидеть ему одному
К Гномику, дети, сейчас я пойду.

(Стучит в окно, из домика выходит Гном и улыбается.)

Долго Вас я, дети ждал,
И чуть-чуть, не задремал.
Проводить вас на полянку,
Дед – Лука мне наказал.
По тропиночке пойдём,
Звонко песню запоём.

Песня: “Здравствуй лес”.

Говорят, что за рекой
Есть дремучий лес.
Говорят, что он стоит
На краю небес.
Мы пойдём в него пойдём,
И орехов наберём,
И грибы найдём.

Скажем хором,
Здравствуй, лес!
Покажи нам хоть одно
Из своих чудес.
Покажи где зайцы спят,
Белок покажи,
А потом, потом, потом –
Сказку расскажи.

Хорошую песню вы подарили лесу, звонкую, весёлую, лес любит песни, потому, что он очень музыкальный. Он умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна.

Воспитатель: Лес – дети любят и уважают, пословицы про него знают.

  • Лес – богатства и краса,
    Береги свои леса.
  • Лес видит, а поле слышит.
  • Лес да вода – поле красят.
  • Враг природы тот,
    Кто леса не бережёт.
  • Лесная сторона не одного волка кормит,
    А и мужика досыта кормит.

Гном. Интересные и хорошие пословицы вы знаете о лесе.

Много стихов, песен сложено о главном и самом красивом дереве России – берёза. Шумит она своей листвой, украшает лес, нашу землю, но иногда и грустит – как будто жалуется на кого-то.

– А что, вы знаете о берёзе?

(Дети рассказывают, что берёза – это лекарственное дерево, люди пьют берёзовый сок, собирают почки листья, чагу и заваривают чай, заготавливают берёзовые веники для бани, гонят дёготь – изготавливают мыло, шампунь.) Чтение стихов о берёзе, хоровод “Ай да берёза”.

(Дети идут и поют первый куплет песни, и находят грибы.)

– Какие грибы вы знаете?

А вот я сейчас проверю, как вы их знаете.

Игра – а с грибами “ Кто быстрее и больше наберёт грибов”.

Вот теперь то, я убедился, что вы хорошо знаете грибы.

– А что ещё растёт в лесу? (Цветы, ягоды) .

Хотите, я вам загадаю загадки, и вы узнаете, о чём мы дальше будем беседовать. Садитесь поудобнее на полянке и слушайте.

Низок – да колюч,
Сладок – да пахуч.
Ягоду сорвёшь –
Всю руку обдерёшь. (Шиповник.)

Ходит Маринка в зелёной косынке,
Осенью ей зябко, покраснели лапки.
Мы нарвём лапок – сразу восемь шапок.
Попробовал Борька, сморщился: горько. (Рябина.)

Как на стёжки, на дорожки,
Висят алые серёжки.
За одною наклонился,
А десяток я набрал.
Я клонился – не ленился,
Кружку целую набрал! (Земляника.)

Сколько бус рассыпано на лесной опушке,
Девочки подружки соберут их в кружки.
Трудятся, стараются девочки проворные,
Потому-что вкусные эти бусы чёрные. (Смородина.)

Молодцы, правильно отгадали загадки. За это я вас угощу смородиной.

(Гном угощает детей смородиной.)

Подкрепились? Путь наш продолжается, идём дальше.

Ах, как здесь вкусно пахнет. (Брызгают освежителем воздуха, цветочным.)

– Куда же мы попали? (На цветочную поляну.)

Как здесь много цветов, а какие здесь цветы? Что-то я забыл.

Вы не подскажете? (Выходит ромашка.)

Много трав растёт полезных,
На земле страны родной.
Могут, справится с болезнью –
Мята, пижма, зверобой.

(Появляется Лесная ведьма, с пучком дурмана в руках.)

Лесная ведьма.

Я хочу тебе дружок –
Дать в букет ещё цветок.

(Протягивает пучок дурмана.)

Разгадала твой обман!
Посмотрите, вот дурман.
Ядовитая трава
Разболится голова,
От подарка твоего,
Забирай назад его.

(Ведьма убегает.)

Ох уж эта Лесная ведьма! Так и норовит сделать гадости. То порошок ядовитый подбросит, то траву ядовитую.

(Крадучи возвращается Лесная ведьма.)

Лесная ведьма.

Я одумалась, ребята,
Лучше вместе в лес пойдём.
Соберём шалфей и мяту,
Нежных ландышей нарвём,
Дома их поставим в воду…

Поняла я, братцы, сразу
Хитрый замысел её. (Ромашка заговаривает ребят от ведьмы, а ведьма грозит кулаком и убегает.)
Мы растенья эти знаем,
Бережём и охраняем.
Мы их рвём не на потеху,
Отнесём мы их в аптеку.
Из даров лесного царства –
Люди делают лекарство.

Гном. А из каких лекарственных трав люди делают лекарство, вы знаете?

Вот я насушил травы, а не знаю, лекарственная она или нет, и от чего можно её принимать. (Дети находят знакомые травы и рассказывают.)

Тысячелистник – останавливает кровь при порезах. Соком из листьев или засыпают ранки сухими листочками. Настоем травы уничтожают в садах тлю, паутинных клещей.

Зверобой – применяют настой для заживления ран ожогов на теле. Также пьют от кашля.

Одуванчик – из цветков одуванчика варят варенье, также употребляют корни этого растения, которые заготавливают осенью или ранней весной пока не распустились цветы. Их просушивают, заваривают и пьют как кофе, также употребляют при заболевании печени, слабительное средство, при болезни желудка. И для улучшения аппетита. Из листьев одуванчик делают салаты.

Пижма – собирают цветы и употребляют при заболевании печени и желчного пузыря. В домашнем обиходе применяют от моли и мух.

Ромашка – цветки ромашки завариваю от кашля и ангины. Отваром ромашки моют голову.

А ещё дети, я слыхал, что есть растения барометры. Скажите, среди этих лекарственных растений есть барометры. (Одуванчик.) А как можно узнать погоду по одуванчику?

Воспитатель. Вот видите, всё мы знаем о лесе, – какие деревья, травы, грибы, ягоды растут в лесу, и какую они приносят пользу.

Так давайте же поздравим лес, С Днём рождения. И крикнем – “Лес

С Днём рождения”. (Дети поднимают руки вверх и хлопают в ладоши, а в ответ слышится шелест листьев.)

Слышите, лес благодарит нас. (Фонограмма – шум леса.)

Ребята, что-то наш лесничий Дед Лука задерживается, дома его где-то нет. Где же он?

В лесу с утра до вечера
Дежурил, Дед Лука.
Дремучий лес доверчиво,
Встречает лесника.
Лесными коридорами
По тропкам, по траве,
Идёт с глазами добрыми –
На праздник к детворе.

(Заходит Дед Лука.)

Дед лука. Здравствуйте ребята!

Поздравляю вас с лесным праздником!

Лес – большой друг не только человека, но и птиц, животных.

Кто из вас хочет быть моим помощником. Сейчас я проверю, какие из вас получатся лесники. Поиграю с вами в игру “Угадай правило”.

(Показывается знак, а дети рассказывают, что он обозначает.)

  • “Береги муравейники. Помни: муравьи – санитары леса”.
  • “Не обрывай в лесу паутину и не убивай пауков”.
  • “Не сбивай грибы, даже несъедобные. Помни, грибы очень нужны природе”.
  • “Не ломай, не руби ветви деревьев и кустарников”.
  • “Не разжигай костёр. От огня задыхаются и гибнут многие растения, насекомые и животные”.
  • “Не рви в лесу, на лугу цветы. Пусть красивые цветы остаются в природе”.
  • “Не разоряй птичьих гнёзд! Не прикасайся к ним, иначе птицы – родители навсегда покинут своё гнездо”.

И правила вы все знаете, а выполняете ли вы их, когда приходите в лес?

Ребята, я ещё хочу поиграть свами в игру “Кто скорее соберётся около своего дерева”.

Воспитатель: Ну, вот и заканчивается праздник в лесу, пора прощаться нам с Гномом, с Дедом Лукой и всеми жителями леса. Давайте поблагодарим их за это, скажем большое спасибо.

Дед Лука. Прощаясь свами, я угощу вас дарами леса.

Занятие в подготовительной группе

«Растения вокруг нас. Лекарственные растения»

Цель: формировать представления детей о лекарственных свойствах растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.

Ребята, а вы любите сказки?

Хотите послушать интересную?

Эта сказка не только интересная, но и полезная.

Однажды солдат в село со службы воротился. Много лет воевал он на чужбине. Пришел солдат весь израненный и раны его не заживают. Поняла жена, что не выходить ей мужа, и решила его в город к врачу везти. По дороге одолели ее думы горькие, и не заметила она, как змея выползла на солнышке погреться. И переехало ее колесом повозки. Остановилась женщина и увидела, как змея обернулась какими-то листьями, растущими вдоль дороги. Через некоторое время раненая змея исцелилась, и уползла в траву.

«Что за трава дивная, может быть, она и мужу моему поможет. » подумала женщина и, сорвав несколько крупных листьев подорожника, сделала из них повязки мужу на раны.

Пока ехали они до города раны его заживать стали, боль утихла. Выздоровел солдат.

Вы узнали, что это была за трава? /подорожник/

«Старичок - Лесовичок»

Здравствуйте ребята. Меня зовут Старичок-Лесовичок.

Сидел я здесь недалеко под деревом, отдыхал. Я везде бываю, тоже много травок знаю. Эти травки не простые, они обладают волшебной силой. Они вылечат вас от кашля, простуды, помогут вылечить ранки и нарывы. А если пить настои из этих трав, то не будет болеть голова и сон ваш станет крепкий.

Хотите узнать, что это за травки?

Первая остановка на нашем плане «Волшебная библиотека»

Ребята, Вы уже много знаете о разнообразных растениях. Без растений не существовало бы жизни на планете Земля. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них - лекарства от многих болезней. Надо только знать и уметь ими пользоваться. Вот сегодня мы и поговорим о растениях, но не простых, а лекарственных.

Давным-давно, когда у людей не было ни таблеток, ни микстур они лечились травами. Прошло еще много времени прежде, люди стали их называть - лекарственными растениями. Много лет подряд люди передавали своим потомкам знания о лечебных растениях. Составляли толстые книги: «Травники», «Цветники».

По названиям этих книг можно догадаться об их содержании.

Давайте полистаем страницы этих книг.

Как вы думаете, должны ли быть эти книги в домашней библиотеке?

Может у кого - нибудь дома есть такие книги? Если нет, то обязательно приобретите.

Следующая остановка «Островок чистого воздуха»

Рассмотреть растение, потрогать листочки, понюхать.

Это туя. У туи есть родственник - называется можжевельник.

Туя или можжевельник славится своими лечебными свойствами издавна. В нем много эфирных масел со смолистым, терпким, дымчатым ароматом. Если маслом из этого растения натереть то место, которое болит, то оно согреет это место, боль пройдет и у вас поднимется настроение. Если мы помажем этим маслом неожиданно появившийся на руке или ноге прыщик, то он исчезнет. Грибники всегда берут это масло с собой в лес. Оно поможет при укусе змеи.

Этот хвойный кустарник чрезвычайно полезен. Там, где он посажен, воздух намного чище. Он выделяет в воздух особые вещества, которые уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы.

Ребята, а как вы думаете почему мы встретили тую в зоне «Дорожного движения»?

(На дорогах всегда пыльно, машины загрязняют воздух.

Надо сажать тую возле дома, дорог, в парках.)

Дыхательная гимнастика около туи.

«Аромат цветов»

Встать, положить ладони себе на грудь. Сделать медленный вдох через нос, стараясь не поднимать плечи. Задержать дыхание и медленно выдохнуть, произнося: «А - а - ах! »

Следующая остановка «Скорая помощь»

А вот и подорожник. Расскажи подорожник о себе.

«Подорожник»

Тонкий стебель у дорожки

На конце его - сережки.

На земле лежат листки -

Маленькие лопушки.

Вам я - как хороший друг,

Лечу ранки ног и рук.

Подорожник у дороги

Дружно топчут Ваши ноги.

Вот козлёнок пробежал.

На ходу листок сорвал.

Таня бросила мячом.

Ну а мне все нипочем.

И действительно: по дорогам мчатся машины, на листья наступают ногами, а ему хоть бы что. Интересно, почему?

Давайте рассмотрим, потрогаем растение. (ответы детей).

Жёсткие листья у подорожника.

Упругий стебель тут же выпрямляется, оставаясь свежим и зелёным.

Листья плотные, овальной формы, с тёмными прожилками.

Из корня выходят сразу несколько листьев, они образуют прикорневую розетку.

Корень подорожника сильный, уходит глубоко в землю. Очень трудно вырвать его из земли.

Трава - подорожник растёт много лет.

Из листьев у корня, из розетки в июне выходит гладкий и высокий стебель. Чуть позже на стебле появляются мелкие семена. Этот стебель называют медоносом.

Цветы подорожника образуют соцветия, похожие на колосок.

Когда цветы опадают, на их месте созревают семена.

Как вы думаете, почему подорожник больше всего растёт у дороги?

(рассуждения детей).

Семена прилипают и к обуви людей, и копытам животных. И тем и другим приходится ходить вдоль дорог.

Вот вам и ответ: где появятся семена, там и вырастет это растение.

При порезах, ранках, нарывах, ушибах поможет лист подорожника. Его нужно сполоснуть и приложить к больному месту.

Посмотрите ребята, кто это? (Зайчик)

А почему Зайчик ты хромаешь?

«Зайчик»

В лес бежал по лугу я

Споткнулся, вот беда.

Лапку сильно повредил,

Помогите, нет уж сил.

Ребята поможем зайчику?

Подорожник покажи ребятам, как надо лечить зайца.

(Листик надо сполоснуть и приложить к больному месту, можно забинтовать или заклеить пластырем.)

Правильно подорожник в народе называют «скорая помощь» или «аптека у дороги»

Интересно почему? (в подорожнике есть сок, который быстро заживляет, затягивает раны)

Давайте нашему зайчику сделаем подарок.

Разделитесь на 2 команды, кто с кем хочет.

1 команда - «Одуванчик», 2 команда –«Ромашка»

Подойдите к столикам.

Назовите части растений /корень, листья, стебель, семена, цветок. /

На столе все, что нам надо для поделки.

Что это? /Какие части растения/ (листья, стебель на котором семена, земля)

Как можно сделать подорожник? (листья и стебель воткнем в землю близко друг другу, чтобы получилась прикорневая розетка)

Самостоятельная деятельность. Поделка «Подорожник»

До свидания зайчик, беги к своей маме.

Давайте на следующую остановку «Огород»

«Чеснок»

Этот овощ как головка,

В ней зубцы засели ловко,

Как мы зубчик очищаем,

Всех микробов убиваем. (Чеснок)

Рассмотреть головку чеснока.

Послушайте это интересно!

Чеснок - одно из самых древних и наиболее широко распространенных культурных растений. Он употребляется в пищу в качестве природного лекарства. Издавна считалось, что люди, которые постоянно едят чеснок, самые смелые, храбрые, крепкие здоровьем. Во время военных действий выжимали сок из чеснока и прикладывали его к ранам.

А вы знаете, что если у вас болит зуб вы можете съесть кусочек чеснока и боль пройдет, а если у вас насморк то достаточно его понюхать несколько раз. А кто постоянно ест по дольке чеснока на обед тому не страшны ни простуда, ни грипп. А самое интересное, что если есть чеснок то у вас будет хорошая память. Вы ведь пойдете в школу, а там вам много надо будет читать, запоминать.

Чеснок имеет лечебную силу тогда, когда его только собрали, а при хранении постепенно теряет ее. Для длительного хранения этой силы рекомендуется хранить чеснок в прохладном месте. Чеснок, в период сбора урожая, сушат, из него заготавливают консервированный сок, готовят настойки.

У кого на огороде растет чеснок?

Как вы думаете для чего его сажают ваши мамы и бабушки?

Посмотрите сколько друзей-овощей на грядке у чеснока. Они тоже полезны для нашего организма.

Давайте вспомним, чем полезна «Морковь»

В капусте много витамина «С», который помогает бороться с гриппом и простудой. Сок капусты помогает при ожогах и нарывах.)

А вызнаете что если кушать перец, там много витамина «А», «В», то у нас будут быстро расти волосы, они станут шелковистыми.

А если мы будем есть салат из редиски, то у нас всегда будет хороший аппетит.

Игра с овощами «Что изменилось? » (обручи) 2 команды

А вот и чистотел.

Чистотел - многолетнее растение. Растение ядовито. Еще Древние Греки заметили, что чистотел расцветает с прилетом ласточек и вянет с их отлетом. Чистотел применяется в народной медицине . Если вдруг появится на коже бородавка или прыщик нам поможет «Чистотел».

Чистотел помогает и животным, у которых с его помощью лечат раны. А если поджечь чистотел, то его дым отпугнет вредных насекомых, которые портят растения, урожай садов и огородов.

В качестве лекарственного средства используют траву (стебли, листья, цветки) .При сборке ядовитого растения необходимо помнить о мерах безопасности. Так, срезая траву чистотела, руки увлажняются соком растения, поэтому следует следить за тем, чтобы сок не попал в глаза.

Что вы посоветуете бабушке, когда она расстроится, что у нее на огороде много вредных жучков, которые портят урожай?

Будите ли вы срывать это растение?

Остановка «Лесная аптека».

Ребята, если летом ваши мамы и бабушки не смогли заготовить лекарственные растения, то их можно приобрести в аптеках. В аптеках можно купить разные травы, микстуры, масла, чаи из трав.

Люди, которые заготавливают травы всегда знают и помнят, как правильно это делать. И мы с вами уже знакомились с этими правилами. А теперь я хочу узнать помните ли вы их?

Карточки /правила сбора лекарственных растений. /

Нельзя собирать растения в городе и вблизи дорог, возле железнодорожных путей.

Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет трава.

Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.

После сбора растений надо тщательно вымыть руки.

Нельзя при сборе топтать соседние растения, и рвать их с корнем.

Какие еще правила сбора лекарственных растений вы помните?

Правила сбора лекарственных растений.

1. Хорошо знать лекарственные растение и отличать их от ядовитых.

2. Нельзя собирать травы, которые повреждены, поломаны человеком, животными.

3. Собирать растения надо каждый вид отдельно.

4. Сушить растения нужно в тени, а не на солнце.

5. Нельзя рвать много лекарственных растений.

6. Нельзя пробовать лекарственные растения на вкус.

7. Нельзя при сборе топтать соседние растения и рвать их с корнем.

8. Не рвать растения, которые занесены в Красную Книгу.

Все ребята молодцы, потрудились от души!

Сегодня вы узнали много нового и интересного.

Ребята, здесь есть полянка с цветами.

1. Кому не понравилось - возьмите синий цветочек.

2. Кому понравилось и он узнал много нового и интересного – возьмите желтый цветочек.

3. Кому очень, очень понравилось и он еще раз попутешествовал бы с Лесовичком - возьмите красный цветочек.