21.02.2019

Сделай сам: что предлагают в кризис мойки самообслуживания. Как устроена мойка самообслуживания


14.01.2016 в 11:37 1965

Бесконтактные автомойки появились у нас сравнительно недавно и сразу же завоевали большую популярность: чисто, быстро и удобно. Но все же остались вопросы, которые мы и постараемся разрешить.

Бесконтактная мойка: пару слов теории

Бесконтактную мойку самообслуживания ценят за быстроту и практичность, ведь вся процедура занимает около 10-15 минут. Грязь с поверхности кузова удаляется при помощи мощного напора воды и активных химических средств без воздействия щеток или тряпок.

Казалось бы, живи и радуйся. Но и у такого способа мытья есть свои минусы. Какие же?

Неправильный подбор моющего средства или шампуня может нанести большой вред лакокрасочному покрытию авто.

При мойке необходимо следить за тем, чтобы все двери были герметично закрыты - иначе вода неизбежно попадет в салон.

Даже активные химические вещества не способны убрать глубокие и застаревшие пятна: для этого лучше обратиться к услугам ручной мойки.

Иногда очень сильный напор воды может уничтожить защитное покрытие кузова, включая тщательно нанесенный слой воска.

Когда же и кому стоит прибегать к услугам бесконтактной мойки самообслуживания? В первую очередь такая услуга подходит для новых авто или для машин, которые не нуждаются в глубокой и тщательной очистке. Также бесконтактная мойка - хороший вариант для зимнего периода, ведь она более бережна по сравнению с ручной.


Как работает бесконтактная автомойка

Разберем шаг за шагом, как же работает бесконтактная мойка автомобиля.

Шаг 1: вода. После заезда на мойку кузов автомобиля обильно смачивают теплой водой. При этом на портальных бесконтактных автомойках вокруг неподвижно стоящего автомобиля движутся аппараты высокого давления, в тоннельных мойках - специальные устройства направляют машину через ряд чистящих механизмов (щеточная станция, станция полировки и др.). Такая процедура позволяет машине немного прогреться и смывает самую свежую грязь.

Шаг 2: моющее средство. Вслед за водными процедурами на кузов подается специальный раствор для мойки в виде пены.

Активное средство для работы на бесконтактных автомойках наносится на грязную поверхность в таком количестве, чтобы пропитать кузов моющим раствором. Пена должна не только смочить грязь, но и отделить ее от поверхности машины. На это требуется около 5-10 минут.

Обычно для мытья автомобиля бесконтактным способом используется так называемый двухступенчатый метод: сначала на кузов наносится слабокислый раствор, а затем - щелочной. Кислота и щелочь нейтрализуют друг друга и оставляют нейтральную среду, что не наносит вреда лакокрасочному покрытию автомобиля.

Шаг 3: снова вода. Активной пене дают немного подсохнуть и смывают при помощи мощной струи воды. При необходимости этот шаг повторяют несколько раз - до полного удаления грязи и следов мыльной пены.

Когда к мытью машины подходят профессионально, с использованием аппаратов высокого давления, воду не жалеют, тем более, если грамотно устроена система очистки воды для автомойки .

Зачем нужна система очистки воды для автомойки?

Мытье автомобилей – это довольно выгодный бизнес, правда, требующий большого количества документов, подписанных в самых разных инстанциях. Среди прочего нужно иметь и разрешение на данный вид деятельности от городской СЭС, которое не будет дано без наличия специальных очистных сооружений. Кто-то может задаться вопросом: а зачем нужна очистка сточных вод автомоек, если достаточно подсоединить слив к городской канализации? Но не забывайте, что при используется самая разная химия, которая устремляется в сток вместе с нефтепродуктами и машинными маслами (особенно при очистке двигателя).

Вполне логично, что именно во избежание попадания в канализацию веществ, способных ухудшить экологию при утечке в почву, СЭС требует, чтобы была установлена система очистки воды для автомойки. Однако дорогостоящее оборудование может принести немалую выгоду. Ведь известно, что аппарат высокого давления, используемый для мытья машины, расходует в час около 1200 литров воды. То есть, если за 10 минут мыть один автомобиль, на него уйдет 200 литров, за которые нужно платить по счетчику соответствующей организации.

Очистные сооружения могут быть замкнуты в цикл, позволяющий использовать уже отработанную воду после того, как она пройдет через ряд фильтров и отстойных баков . Как это работает, мы рассмотрим подробно далее, сейчас же речь идет об экономии денежных средств. После того, как сточными водами будет пройден полный цикл очистки, с отфильтрованными и осевшими на дне отстойников веществами теряется приблизительно 10 % жидкости. Оставшаяся вода, после компенсации потерь, может быть использована вторично, а значит, платить придется только за свежие 10 %, добавленные из городских коммуникаций.

Каких типов бывает система рециркуляции воды для автомойки?

Наиболее простой вариант очистного сооружения основан на механическом способе улавливания инородных веществ . По сути, это целая система всевозможных песколовок, соединенных с отстойными резервуарами. Иными словами, это почти бытовой септик, только с большей производительностью. Другая система рециркуляции воды для автомойки основана на последовательной фильтрации, вплоть до абсорбции мельчайших частиц. Используется только при незначительном загрязнении слива.

Еще один вариант, довольно широко распространенный – очистка воды с помощью реагентов с последующей фильтрацией. В этом случае правильнее использовать ее повторно, а отходы, остающиеся после обработки стоков, утилизировать. И, наконец, метод флотации, то есть разделения инородных частиц, содержащихся в воде, по величине фракций и происхождению путем прогонки через специальные электрогидродинамические системы под давлением.

Флотация сопровождается насыщением жидкости воздухом, вследствие чего образуются пузырьки, к которым «прилипают» посторонние частицы.

А ты и твой автомобиль готовы к наступившей зиме? Современные гаджеты помогут с комфортом пережить зиму:

Штрафы за пересечение стоп-линии и превышение скорости больше не побеспокоят!

Как осуществляется очистка воды на автомойке?

На любой автомойке за день машины оставляют десятки килограммов песка и глины, смешанных с нефтепродуктами и маслом. Все это смывается большим количеством воды, к которой примешивается необходимая для наведения чистоты . Удаление инородных веществ из воды может осуществляться различными способами, о них мы говорили выше. Сейчас же рассмотрим, как происходит классическая очистка воды на автомойке. Без отстойников с обильными посторонними фракциями не справится ни одна система фильтров, поэтому очистные сооружения по большей части состоят из накопительных емкостей.

Использовать минимойку для очистки разного рода поверхностей от загрязнений - всегда конструктивное и практичное решение. Создаваемый механизмом высокий напор воды быстро и качественно очищает разные виды транспорта, садовый инвентарь, помещения, гаражи, подвалы, строительные площадки от лаков, красок и обыкновенной пыли.

Но, чтобы получить желаемый эффект, нужно:

  1. Уметь правильно ее подключить;
  2. Знать, как работает данный прибор.

По поводу первого пункта я уже давал , а сегодня разберемся так же подробно и со вторым вопросом. Зачем, собственно, пользователю знать, как устроена мойка высокого давления? Ведь аппарат с виду несложный - подключил, нажал кнопку пуска, и мой все, что под руку попадает.

Не так все просто. Иногда совершенно новый прибор молчит и не подает признаков жизни, иногда и поломки случаются. Чтобы быстро вернуть мойке жизнеспособность, просто необходимо изучить, хотя бы поверхностно, ее строение и принцип работы. Поверьте, знания никогда лишними не бывают. Их ценный багаж помогает определить основные достоинства и предположить возможные проблемы при ее эксплуатации.

Общая конструкция - из чего состоит моечный агрегат


Устройство мойки высокого давления довольно таки простое. Схема отдельного аппарата может изменяться, но принцип функционирования остается все тем же, как и его связующие компоненты. Фактически, главных части две - электродвигатель и насос. От мощности мотора напрямую зависят самые важные технические характеристики - напор и производительность. А насос (он же помпа) качает жидкость и создает нужное давление. Но, помимо мотора и помпы, есть еще запчасти и механизмы, каждая из которых играет свою роль в моечной системе.

К ним относятся:

  • автоматика выключения двигателя - делает остановки, не допуская теплового перегрева;
  • подающий шланг - крепится или к водопроводу, или погружается в емкость;
  • моющий шланг с курковым пистолетом для выполнения мытья и управления процессом;
  • различные насадки для разных задач и загрязнений;
  • кабель присоединения к электрической сети.
  • и, напоследок - сам корпус механизма. Его размеры и прочность не менее важны при эксплуатации.

Рассмотрим подробнее каждый из элементов.


Двигатель

Электрический мотор - это главный элемент моечной конструкции. Как, впрочем, и у любой другой техники.В моечных агрегатах, как правило, используют коллекторные модели двигателей. Это моторы, которые позволяют развивать большую мощность в сочетании с небольшими габаритами самого механизма. Диапазон мощностей от 700 Ватт до 2 кВт. При включении и отключении механизма пусковые токи выдают показатели выше, чем начальные в 2-3 раза. Это главная особенность работы с подобным устройством, что особенно важно, если вы запускаете прибор от генератора, а не от стационарной сети. Обязательное условие - защита от скачков напряжения. Мотор должен иметь или автоматическое реле, или плавкие предохранители. Нагрузки при мытье большие, жидкость подается под приличным напором, насос работает вовсю. Именно поэтому двигатель необходимо оборудовать системой охлаждения, чтобы не допустить критического перегрева. В торце и на валу механизма устанавливаются вентиляторы, которые забирают атмосферный воздух во внутренний объем неподвижной части - статора. Кроме перегрева, злейший враг моечного двигателя - вода. Поэтому силовой элемент должен находиться под надежной защитой от влаги. Для этого его часто помещают в отдельный металлический корпус.


Насос
(его еще часто называют помпой)

Насос минимойки - второй, не менее важный элемент конструкции. Это стандартная помпа поршневого типа. Ей удается создавать давление в 70-200 Бар. Самые популярные агрегаты бытового класса работают с показателями от 110 Бар до 160 (где 1 Бар равняется 0,99 атмосфер). Наиболее часто конструкторы используют аксиальные поршневые помпы. В них под острым углом (наклонным) установлен диск.

Принцип работы насоса подобного типа основывается на том, что он нажимает на наклонный круг, который вращается электрическим двигателем. При вращении круг поочередно надавливает на поршни и приводит к созданию давления на выходе у помпы. При выборе моечной техники стоит обратить особое внимание на материал, их которого изготовлен корпус помпы. Пластмассовые насосы не могут выдержать интенсивных длительных нагрузок. Алюминиевые помпы - более приспособлены, а лучше всего латунные. Они самые долговечные.



Подающий шланг

Всасывающий шланг предназначен для поставки воды из открытой бочки, бака или цистерны, или центрального водопровода в систему. При работе от крана, шланг должен иметь клапан, что предотвращает поломки при максимальном давлении струи.








Напорный шланг

Обязательным элементом конструкции является шланг с рукояткой пистолетного типа. Такие шланги проходят испытания перед использованием. Пистолет предназначен для выполнения двух задач - открытия и закрытия водяного потока и его направления в нужное место. Хороший пистолет имеет предохранитель с несколькими степенями свободы. Шланг должен быть не слишком жестким, тогда с ним легче работать. Оптимальная длина - 3 метра. Это мобильно и удобно.






Насадки

В стандартную комплектацию мойки входит несколько насадок. Основной из которых является насадка для создания плоской струи. Ею легко работать на очистке как маленьких, так и больших площадей. Насадка «грязевая струя» способна создавать сфокусированную и предельно сильную струю для быстрой и качественной очистки застарелой грязи.







Электрический провод

Кабель подсоединения к стандартной бытовой сети может иметь разную длину, но он всегда должен иметь качественную защиту от проникновения воды. Рабочая розетка должна иметь заземление.


Корпус

Надежный производитель всегда делает корпус мойки всегда из прочных и качественных материалов. Их задача - выдержать механические нагрузки во время эксплуатации, случайные удары и т.д. Меньше всего поддается деформации металл, в особенности качественная сталь. Правда, она ржавеет от влаги, поэтому покрыта антикоррозийным составом. Корпус сконструирован таким образом, чтобы избежать попадания воды и пыли вовнутрь механизма. Вода внутри - это неизбежное замыкание и поломка силового элемента, а пыль также способствует быстрому износу.

Автомат выключения

Устройство мойки высокого давления невозможно представить без автоматического датчика, контролирующего давление. Он интегрирован на выходе из помпы. При запуске мойки, она сразу же начинает подавать воду под давлением. При активации кнопки на курке вода закрывается, но насосная камера все же сохраняет в себе ее под заявленным напором. Если двигатель не выключить, то насос как бы «прет» изнутри. Не выдержав, может разорваться. Произойдет авария. Для того, чтобы подобного не случилось, и установлен автомат выключения электромотора. Главной его целью является остановка мотора при достижении определенного показателя напора в камере.

Как это все работает

Принцип работы мойки высокого давления основывается на вращательных движениях наклонного круга насоса поршневого типа. Внутри литого корпуса имеются цилиндры, на поверхность которых и давят поршни. Их задача - упираться в диск, который вращается двигателем. Выход цилиндрических конструкций переключается за счет гидрораспылителя. В процессе вращения круг с силой давит на поршни, создавая, таким образом, нужный напор.

Органы управления


Принцип действия - не единое, что отвечает за проведение качественного мытья. Важно также и правильное управление процессом. По сути, к каждой мойке прилагается инструкция, где подробно расписано управление.

Основные шаги:

  • надеть плоскую насадку на высоконапорный пистолет, повернуть под прямым углом и зафиксировать;
  • нажать кнопку включения: Старт, ON или /ВКЛ;
  • разблокировать курок пистолета и нажать его. Если отпустить рычаг, то устройство отключится, но напор сохраняется в насосе;
  • если пистолет с системой Full Control, то на его панели высвечиваются все рабочие показатели, следить за которыми необходимо все время. Для создания нужного давления, необходимо поворачивать струйную насадку, пока необходимый показатель не появится на индикаторе. Показатель напора зависит от того, что вы мете, и какая степень загрязнения;
  • при использовании моющего средства, выбираем режим MIX. При этом также поворачиваем трубку, пока данный режим не появится на дисплее.

Правила эксплуатации и меры безопасности


Чего никак нельзя делать при выполнении задач:

  1. Подключать шланг напрямую к водопроводу с питьевой водой не рекомендуется;
  2. Начало работы нельзя представить без проверки сетевого соединительного кабеля. Запрещается работать с поврежденными элементами;
  3. Все элементы рабочей зоны нужно проверять на защиту от попадания жидкости;
  4. Необходима герметичность сетевой вилки;
  5. Напряжение должно быть постоянным, а параметры работы соответствовать требованиям устройства;
  6. Удлинитель должен полностью быть размотанным с барабана;
  7. Следует использовать приборы с автоматом защиты от утечки тока;
  8. Моющую химию можно доливать только при низком давлении;
  9. Работать с механизмом должны взрослые люди, которые полностью дееспособны и могут предотвратить поломки.

Выводы

Качественное проведение работы невозможно без того, чтобы придерживаться инструкции по эксплуатации . А выполнение правил безопасности - это защита и сохранение своего здоровья и даже жизни.

Так как работа мойки высокого давления невозможна без использования воды, то необходимо постоянно следить за полноценной изоляцией шнура и приборов. Розетка электрической сети должна быть заземлена, чтобы не принести вреда оператору. Во избежание перегрева двигателя нужно постоянно следить за напряжением и напором.

Мойка высокого давления - это качественное и надежное устройство, с которым можно в кратчайшие сроки очистить от загрязнений большие поверхности. Соблюдение правил безопасности и правильная эксплуатация помогут сохранить дееспособность устройства на долгие годы.

Так уж случилось, что климат России доставляет определенные неудобства всем автолюбителям страны. Согласитесь, наша осень и весна – это настоящее испытания для транспортного средства. Дождь, грязь, а с ними и глобальная слякоть в общем, за считаные минуты изменят внешний вид машины, естественно не в лучшую сторону. При такой погоде, приходится чуть ли не несколько раз в неделю посещать автомойку, поэтому самые смышленые решаются приобрести собственный аппарат высокого давления и таким образом – сэкономить. Но прежде чем отправиться в магазин, вам наверняка не помешает узнать принцип работы мойки высокого давления, ведь такая информация вполне способна повлиять на ваш итоговый выбор.

Анатомия «МВД»

Оборудование для автомойки, которое у большинства из нас ассоциируется с немецкими моделями керхер, пользуются огромным спросом как в бытовом обиходе, так и в сфере услуг и это не просто так. На фото отчетливо видно все основные узлы мойки высокого давления изготовленной торговой маркой Штиль. Благодаря своим конструктивным особенностям, установка выдает мощный напор воды, способный удалить любые загрязнения даже с самых труднодоступных участков. Конечно, в некоторых случаях не обойтись без химических очистителей, но сегодня не о них. Итак, что же заставляет воду двигаться с чудовищной силой (от 100 атмосфер)?

Насос – Сердце установки!

В большинстве случаев используется поршнево-аксиальный механизм с наклонным диском. То есть, поршни, передвигающиеся по цилиндрам в определенный момент, упираются в наклонный диск. Гидрораспределитель же, берет на себя функцию переключения выхода цилиндров. Таким образом, диск, вращаясь вокруг своей оси, нажимает на каждый из поршней по очереди и тем самым создает высокий уровень давления на выходе (100-200 Бар). Конечно, все это работает только в случае подключения насоса к двигателю посредством редуктора.

Ключевой деталью в механизме, без сомнения, являются поршни поэтому перед покупкой важно разузнать тип материала, из которого они изготовлены. В идеале – это керамика, но вполне сойдет и закаленная сталь. Не менее важное значение имеет корпус, он ни в коем случае не должен быть из пластмассы, только металл, причем любая сталь будет намного надежней пластика.

Также обратите внимание на минимальную мощность струи. Зачем? Да чтобы не было проблем с использованием химических средств, ведь мало какая мойка обходится без них. Дело в том, что их использование при давлении свыше 30 атмосфер, может быть опасным для лакокрасочного слоя. Смотрите внимательно, так как большинству моделей снизить значение Бар не позволяет собственное устройство.

Двигатель

Это основной источник питания для насоса, встречаются бензиновые и электрические модификации, но последние на порядок популярней. Мотор осуществляет процедуру включения и выключения насоса, которые постоянно чередуются в процессе использования автомойки. А так как пусковое напряжение значительно выше номинального, вероятность перегрева в таком интенсивном ритме возрастает в разы. Поэтому, как и в автомобиле здесь нужна эффективная система охлаждения.

Основная масса устройств высокого давления для понижения температуры, используют воздух, однако тот же немецкий «Керхер» уже да, ее эффективность на порядок выше, нежели у классической схемы. Смягчить последствия для двигателя от частых запусков удается с помощью нескольких вентиляторов. Один, расположенный в торце установки, затягивает воздух в середину статора, где в действие вступает второй, с помощью которого, уже горячий воздух оказывается на улице.

Автоматический тумблер прекращающий работу двигателя

Датчик давления воды является неотъемлемым атрибутом современной мойки высокого давления. Он устанавливается на выходном канале насоса и регулирует его включение. Смотрите, когда мы хотим начать работать подобным механизмом мы нажимаем на курок и ждем напора, тем самым запуская двигатель. Когда вода уже не нужна, курок отпускается, и подача жидкости останавливается.

Вот тут-то на арену выходит датчик давления, который воспрепятствует перегреву двигателя, который функционирует даже после отпускания курка. То есть при достижении критического уровня давления, он срабатывает, таким образом исключая разрыва источника питания. Однако, как уже говорилось, лишние запуски двигателя идут ему же во вред, поэтому популярные марки таких устройств, придумали другой способ защитить мотор от повышенного давления.

В этом случае как такового отключения нет, датчик просто переставляет водную магистраль на выход, позволяя жидкости циркулировать по кругу. Да потребление электроэнергии значительно вырастет, но зато и двигатель сможет прослужить намного дольше.

Шланги


Подача воды к насосу осуществляется специальной шлангой, которая без проблем подключается к водопроводной сети или же к какой-либо емкости с водой. Разъясняю, мойка высокого давления способна забрать H2O из любой тары:

  • Ставка, плотины или даже моря;
  • Чана и различных баков;
  • Или даже из обычного ведра.

Для регулирования напора, момента и собственно подачи воды в общем, используются шланги высокого давления и моечный пистолет. Обратите внимания, резиновые магистрали должен выдерживать большую нагрузку, нежели насос. Хотя бы на 10%, что значительно обезопасит процедуру мойки.

Распылительный пистолет, должен быть мобильным и функциональным, а главное – с предохранителем. Ему необходимо максимально покрыть эффект от неповоротливых шлангов, поэтому обязательно его вращение вокруг своей оси, иначе до укромных уголков не добраться, останутся грязными.

Вот так и выглядят основные узлы современной мойки высокого давления. Конечно, есть еще кабель питания, который нужно оградить от действия воды и различные «прибамбасы» типа насадок для изменения типа струи, но описывать их нет смысла, сами разберетесь! Будет вам небольшая изюминка.

Мойка высокого давления, создает впечатления такого себе аттракциона, брызганье водой это ведь весело! Предупреждаю, будьте аккуратны, струя настолько мощная, что может навредить окружающим вас людям и даже животным, о детях я вообще молчу, мойте машину в «тихий час». Я желаю вам безопасной мойки и отличного результата, а напоследок предлагаю с помощью видео, ознакомится с устройством мойки высокого давления Интерскол. До скорого!

Длинные очереди автомобилей к мойкам и грязь как особенность любого уральского сезона служат приманкой начинающим предпринимателям для открытия собственного бизнеса в этой сфере. Но так ли уж перспективен этот бизнес в действительности?

В 2008 году в Екатеринбурге откроются пять новых автосалонов — это притом, что на январь текущего года их насчитывалось уже 52. Среди «новичков» — автосалон «Honda» (ул. Новосибирская) и «Автобан» по ул. Металлургов (площадь земельного участка — 1,6 тыс. м2, шоу-рума — 800 м2). Еще два автосалона будут реконструированы: ЗАО «Автоленд» (Блюхера, 50) планирует в апреле расширить салон «Мазда»; «Тойота Центр Екатеринбург Юг» заканчивает реконструкцию шоу-рума и расширяет станцию технического обслуживания. Недавно построен новый центр «Ford» общей площадью 12 тыс. м2. И это далеко не все новостройки в местной автомобильной отрасли.

Вывод напрашивается сам собой: больше автосалонов — больше автомобилей на душу населения. Хотя и так по этому показателю мы занимаем второе место после Москвы (обогнав даже Санкт-Петербург). На январь 2008 года в Екатеринбурге насчитывается 402 тысячи легковых автомобилей, к концу года их количество увеличится до 470 тысяч.

Самый необходимый аппарат на мойке — аппарат высокого давления. Они бывают двух видов: с подогревом воды и без него. Для эффективной работы необходимо по одному аппарату на каждый пост. Горячая вода применяется для мытья двигателей и кузовов в зимний период — она лучше и быстрее смывает наледь. Цена аппарата с подогревом колеблется от 105 до 120 тыс. руб. в зависимости от мощности. Аналогичный прибор без подогрева обойдется в 55 — 60 тыс. руб.

Второй необходимый аппарат — пылеводосос для уборки салона. Такие машины производятся одно- и двухтурбинными. Вторые — мощнее. Бизнесмены советуют комплектовать каждый пост однотурбинной машиной или же устанавливать двухтурбинную на 2 — 3 поста. Цена машины с одной турбиной — 10 — 15 тыс. рублей, с двумя турбинами — около 20 тыс. рублей.

Страшный дефицит или легкий недостаток?

Всем этим машинам в грязные уральские будни нужно где-то мыться. В 2007 году было открыто около 20 автомоек, сейчас их общее количество равно 127. И, по официальным данным пресс-службы вице-мэра Виктора Контеева, для нормального обслуживания имеющегося в городе количества автомобилей нужно еще 200 автомоек. За основу в Екатеринбурге сегодня берется трехпостовая автомойка, в проекте постройки — 40 подобных проектов. Главный сдерживающий фактор развития данной отрасли — недостаток свободных земельных участков, утверждает администрация города, нужно выделять до 40 участков в год.

Однако Михаил Бабин, президент группы компаний «Технологии ресурсов», утверждает, что мнение о сверхприбыльности автомоечного бизнеса — не более чем миф. Его создали как раз те начинающие предприниматели, которые посмотрели на длинные очереди из иномарок к элитной автомойке одним весенним днем и помножили среднюю выручку самого удачного часа на 24 и на 365 дней в году.

Тем не менее, сам Бабин намерен в 2008 году «раскинуть» сеть из 60 автомоек по четырем мегаполисам: Самаре, Тюмени, Санкт-Петербургу и Москве — и закрыть в каждом из городов до 20% рынка. Сегодня под брендом Бабина «Фаст Клин» на рынке Екатеринбурга присутствует 9 автомоек, к концу текущего года их станет 20. Тем не менее группа компаний «Технологии ресурсов» вряд ли обогатилась бы еще одним бизнесом, если бы не некое ноу-хау в системе управления будущей сетью и персоналом, которое бизнесмен отказывается описывать. Что справедливо: чтобы получить секрет успеха, нужно либо придумать его самостоятельно, либо выложить за него внушительные деньги. Команда Бабина предпочла первый вариант — мозговой штурм в сочетании с многолетними опытными наблюдениями за рынком и человеческой натурой.

«Считать доходы без учета расходов — отличительная черта российского бизнесмена, — слегка иронизирует Михаил Иванович. — Мы готовились открыть этот бизнес два года, и он оказался самым хлопотным из всех, какие компания создавала (в ее арсенале — служба грузоперевозок, справочное бюро, служба home-service, такси, кредитно-консультационная служба. — Прим. ред.). Если бы у нас не было наших ресурсов, нужной базы, если бы мы не обеспечили ночную загрузку наших автомоек, то вряд ли бы пошли в этот сегмент рынка».

Бизнесмен подчеркивает, что, если бы рынок действительно давал сверхприбыли, он был бы значительно более насыщен, и автомойки, как, например, магазины сотовых ритейлеров, сверкали бы неоном на каждом углу. С другой стороны, цифру, названную Виктором Контеевым, он считает абсолютно некорректной: по его мнению, Екатеринбург нуждается не в 200, а всего лишь в 30 автомойках. Этого будет достаточно, при других темпах ростах компании начнут работать себе в убыток.

Сверхприбыльным этот бизнес не может быть хотя бы уже потому, что он подвержен сезонности и, вообще, погодным условиям. Никто не поедет мыть машину в мороз под 30, никто не поедет мыть ее в дождь и грязь, потому что это бессмысленно. В итоге загрузка автомоек очень неравномерна, более того — ее трудно просчитать: теоретически она может составлять 30%, фактически же — всего 15%. В среднем по городу сегодня годовая загрузка равна 40%, и это — второй ответ на вопрос, почему же этот бизнес не обещает сумасшедших прибылей. Мойки — это малый бизнес, и крупных денег здесь по определению крутиться не может. Сколько моек у олигарха Романа Абрамовича? Как говорится, no comments.

«Первое представление об автомойке население России получило из знаменитой комедии «Бриллиантовая рука». Экзотическое предприятие по мытью автотранспорта было спрятано от масс автолюбителей в глухом лесу, что вкупе с многочисленными вертящимися механизмами создавало ореол некой элитарности, загадочности и даже опасности. Большинство владельцев четырех колесных средств передвижения, не мудрствуя лукаво, мыли своих любимцев с помощью банальной мочалки и воды из эмалированного ведра».
Журнал «Автоинструкция»

Как стать поборником чистоты

Итак, вы все равно твердо намерены создать бизнес в этой сфере. Вам греет душу образ прекрасной, нужной людям, несущей комфорт и красоту автомойки. Что вам нужно учесть?

Бизнесмен может рассматривать две стратегии: строительство объекта и его аренда. Первый, естественно, требует больших вложений, причем окупаемость такого проекта от пяти до семи лет, в то время как арендованная автомойка окупается от полугода до трех лет.

Для строительства автомойки нужно решить довольно сложный в любом городе-миллионнике вопрос — найти и оформить земельный участок. В Екатеринбурге, как известно, свободной земли катастрофически мало. Разумеется, наиболее выгодны мойки, расположенные рядом с АЗС. Однако вы должны учесть обязательное требование муниципалитета о максимально допустимом расстоянии до жилого массива — 200, а лучше 300 метров. От выбора месторасположения зависит как уровень прибыли и срок окупаемости, так и величина первоначальных инвестиций. Например, мойка при большом бизнес-центре или элитном торговом молле будет загружена почти на 100%, даже если работает в круглосуточном режиме, как, например, мойка при знаменитом комплексе «Антей». Стоимость здания также напрямую зависит от стоимости земли (даже качество почвы учитывается). Строительство пустого моечного корпуса на 3 поста из металлоконструкций (без оборудования) оценивается примерно в 100 тысяч долларов. В среднем по рынку вложения в автомойку в Екатеринбурге составляют около 2 млн руб.

По словам Татьяны Манчакидис, директора юридической фирмы «Законофф», никаких специальных разрешений или лицензий для ведения автомоечного бизнеса не предусмотрено. Однако это не значит, что все делается легко и быстро. Сначала нужно проанализировать технические требования городского законодательства к этому бизнесу, потом составить конкретный проект; при этом лучше обращаться за помощью в специальные проектные организации, уже имеющие опыт по согласованию с муниципалитетом планов именно этого вида бизнеса. Конечно, можно просто подать в мэрию заявку на землю под автомойку, однако в этом случае не приходится рассчитывать на быстрый ответ. Проще заявляться на определенный участок земли и приносить уже конкретный проект, где учтено, в том числе, специальное оборудование по очистке сточных вод. Кстати сказать, муниципалитет сегодня отдает приоритет автомойкам полного цикла: грязная вода здесь проходит внутреннюю систему очистки и снова идет в работу. Дополнительный плюс полного цикла — не придется заключать специальный договор с городским водоканалом, который очистку грязной воды возьмет на себя. Помимо того, необходимо, чтобы «добро дали» СЭС, пожарная инспекция, экологические службы, ГИБДД, технические инспекции, управление благоустройства, управление архитектуры. Документы можно собирать и полтора года, и четыре, говорят бизнесмены.

Земельный участок, конечно, можно просто купить у частного собственника, либо приобрести в компании-собственнике долю бизнеса и стать таким образом хозяином части ее земельных владений. Однако все равно согласований с властями и различными контролирующими органами не избежать.

Не менее «больная» проблема — кадровая. Работа на автомойке относится к разряду низкоквалифицированной, оплачивается невысоко, контингент трудоустраивается сюда соответствующий. Отсюда кадровая «текучка», воровство, халатность, прогулы. Чтобы решить этот вопрос, нужно инвестировать немалые средства в систему обучения персонала, в дополнительные мотивационные схемы, а на это не у каждого предпринимателя есть возможности и терпение. Контролировать стандарты качества в нескольких точках очень трудно, особенно если речь идет о сети. Федеральных сетей в России сегодня не существует именно по этой причине; то, что часто называют сетью моек, на самом деле есть не что иное, как сеть автомастерских или автомагазинов с сопутствующими мойками.

Руки или крюки?

Кроме того, вам нужно задаться вопросом, какую мойку вы хотите открыть — ручную или автоматическую. Конечно, автоматическая будет вам стоить намного дороже и окупится медленнее раза в два. За минимальный комплект, рассчитанный на мойку одного автомобиля, придется отдать около 40 тыс. евро. Однако дело даже не в дороговизне, а в особенностях потребительского поведения русского человека. Ему свойственны в равной степени как перфекционизм, так и нежелание платить за высокий сервис. Российского автолюбителя не устраивает автоматическая мойка: она хуже отмывает, царапает, способна охватить лишь определенные площади авто, но заплатить большие деньги за помывку для этого же потребителя — нонсенс. Вот и получается, что за более дорогую автоматическую мойку придется просить чуть ли не меньший чек, чем за ручную: надо компенсировать «неаккуратность» автомата в глазах капризных автолюбителей.

Поэтому сейчас в России преобладают ручные мойки: автомобили моют с помощью аппаратов высокого давления, затем протирают губкой, при необходимости вручную же полируют воском. Зарубежная реальность, где классика жанра — автоматические портальные или туннельные мойки, а особым спросом пользуются мойки самообслуживания, — скорее всего, не для нас. Да и потом, это испанский климат позволяет просто полить машину из шланга, чтобы смыть осевшую пыль, но никак не уральский, когда грязь приходится буквально отскребать даже с крыши авто.

Конечно, и в этом бизнесе, кроме непосредственно мойки автомобиля и химчистки салона, можно придумать много привлекательных нюансов. Комнаты отдыха при мойках, где подают бесплатный кофе и чай со сладостями, уже ни для кого не являются дополнительной приманкой. В Москве есть автомойки, где работают только женщины, причем с внешностью профессиональных моделей. Спрос оправдывает более высокие затраты на их зарплату по сравнению с обычными мойщиками. Часто встречаются при мойках магазины, торгующие запчастями, автоаксессуарами, автокосметикой, и небольшие цеха для быстрой диагностики авто и его мелкого ремонта. Все это хозяйство можно сдавать в аренду. Дополнительный сервис способен приносить до 20% общей прибыли, если правильно организован и интересен вашему клиенту.

Михаил Бабин, президент группы «Технологии ресурсов»:

Екатеринбург нуждается не в 200, а всего лишь в 30 автомойках. Этого будет достаточно, при других темпах ростах компании начнут работать себе в убыток. А сверхприбыльность автомоечного бизнеса — не более чем миф. Его создали начинающие предприниматели, которые посмотрели на длинные очереди из иномарок к элитной автомойке одним весенним днем и помножили среднюю выручку самого удачного часа на 24 и на 365 дней в году.

Марина Живулина