07.03.2019

Энтомология. Энтомологическая экспертиза


Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный ответ и внесите его в матрицу (часть 1). 1. Объектом изучения энтомологии является: а) корова; в) божья коровка; б) коровяк; г) бычий цепень. 2. Для того, чтобы рассмотреть все органы цветка у одуванчика, нужно использовать: а) лупу; в) микроскоп; б) бинокль; г) телескоп. 3. Петя нашёл во дворе плод-крылатку клёна. Он подбросил её в воздух, и крылатка стала вертеться. Потом Петя вырезал из картона большую фигуру, похожую на крылатку. Туда, где должно находиться семя, Петя налепил слой пластилина, и один край картонной фигуры тоже укрепил полоской пластилина. Когда он подбросил картонную фигуру, она стала вертеться в воздухе! Петя сделал вывод, что вращение происходит из-за особой формы крылатки клёна. Этот вывод был сделан потому, что Петя использовал метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента с живым объектом; г) наблюдения. 4. Весной Лена смотрела, как под окнами тает снег. В одном месте снег растаял быстро, потому что там проходит теплоцентраль, а за домом сугроб лежал долго. Наступил май, и Лена увидела, что сначала одуванчики на газоне расцвели там, где снег растаял раньше, а за домом они расцвели в последнюю очередь. Лена сделала вывод, что температура почвы влияет на время цветения одуванчиков. Этот вывод был сделан потому, что Лена использовала метод: а) измерения; б) моделирования; в) эксперимента; г) наблюдения. 5. Если на кусочек хлеба капнуть разбавленный раствор йода, то появится тёмно-синее пятно. Этот опыт доказывает, что в хлебе содержи(а)тся: а) сахар; в) крахмал; б) минеральные соли; г) жиры. 1

2 6. В каком из перечисленных пищевых продуктов содержится больше всего белков? а) конфеты; в) картофель; б) яблоко; г) творог. 7. Что из чего состоит? Выберите правильный ответ. а) клетка состоит из тканей; в) ткань состоит из органов; б) тело состоит из органов; г) ядро состоит из клеток. 8. Если случайно прикоснуться к горячему предмету, рука быстро отдёргивается из-за работы: а) клеток потовых желёз; в) клеток кровеносных сосудов; б) нервных клеток; г) клеток сальных желёз. 9. Пустынные кактусы зимой нужно поливать по чутьчуть и очень редко один раз в месяц. При этом кактусы не засыхают (а герань могла бы засохнуть!). Кактус устойчив к засухе из-за особых свойств: а) проводящей ткани; б) покровной ткани; в) механической ткани; г) ткани первичной коры корня. 10. В тёплых морях многие острова окружены рифами, на которые может натолкнуться днище корабля. Рифы образуются в результате роста кораллов, которые относятся к царству: а) растений; б) грибов; в) животных; г) бактерий. 2

3 Часть 2 Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из пяти возможных (а д), но требующие предварительного множественного выбора (из 1 5). Букву правильного ответа внесите в матрицу (часть 2). 1. Перечислите растения в том порядке, в котором они начинают цвести в природе (от более ранних к самым поздним). 1) клевер; 2) ландыш; 3) мать-и-мачеха; 4) одуванчик; 5) астра. а) 3, 4, 2, 1, 5 б) 2, 3, 1, 4, 5 в) 3, 2, 4, 1, 5 г) 3, 4, 1, 5, 2 д) 1, 3, 4, 5, 2 3

4 2. Выберите фамилии учёных, которые внесли вклад в развитие биологии. 1) М.В. Ломоносов; 2) И.П. Павлов; 3) Д.И. Менделеев; 4) И.В. Мичурин; 5) Н.И. Лобачевский. а) 1, 3, 5 б) 2, 4 в) 1, 2, 4 г) 3, 4, 5 д) 3, 4 3. К биологическим наукам могут относиться: 1) ботаника; 2) биохимия; 4) астрономия; 5) генетика. 3) этнография; а) 1, 2, 4 б) 1, 2, 3 в) 1, 2, 5 г) 2, 3, 5 д) 2, 4, 5 4

6 Часть 4 1. На карте цифрами указаны географические точки Какие из природных зон (или поясов растительности) есть в регионах, обозначенных на рисунке цифрами 1 5? В таблице ответов внесите в строку «географическая точка» соответствующую цифру. Какие растения растут в этих природных зонах? Внесите в строку «Растения» соответствующую букву. А ковыль; Б баобаб; В агава; Г какао (шоколадное дерево); Д брусника. Какие животные живут в регионах, обозначенных цифрами? Внесите в строку «Животные» соответствующую букву. Е игрунковые обезьяны; Ж жираф; З большой тушканчик; И гремучая змея; К северный олень. 6

7 Бланк для записи ответов Часть Часть 2 Часть 3 Правильные суждения:. Неправильные суждения:. Часть 4 Природная зона Тундра Степь Пустыня Саванна Географическая точка Растения Дождевой тропический лес Животные 7


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Выберите только один правильный и внесите его в матрицу (часть

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 6 класс Максимальное количество баллов - 31 балл Задание 1. (10

Задания олимпиады школьников Юные биологи. 6 класс 1 Задание 1. Задание включает 50 вопросов, к каждому из них предложено 3 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете

Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 5 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Спецификация Диагностической работы по биологии для 6-х классов общеобразовательных учреждений г. Москвы Март 2016 года 1. Назначение диагностической работы Диагностическая работа проводится с целью определения

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

Итоговая контрольная работа по биологии(5 класс). Спецификатор работы. 1.Назначение работы. Оценить уровень общеобразовательной подготовки по биологии учащихся 5 класса общеобразовательного учреждения

БИОЛОГИЯ НОВОЕ ИЗДАНИЕ 6 класс МОСКВА «ВАКО» 2016 УДК 372.857 ББК 74.262.8 К65 6+ Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от

1 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС Планируемые результаты изучения предмета Предметные результаты: Определять роль в природе различных групп организмов; Объяснять роль живых организмов в круговороте

Переводной экзамен по биологии 5 класс Пояснительная записка Экзаменационные вопросы по биологии в 5 классе составлены в виде тестов с разноуровневыми заданиями. Задания первого уровня (часть А) позволяют

Итоговый тест за первое полугодие биология 5 класс учитель Куклина И.А. Задание 1.Решите тест, выберите один правильный ответ. 1. Что нас окружает? а. тела живой природы б. тела неживой природы в. тела

Наименование раздела/темы МАТЕРИАЛЫ для подготовки по биологии 6 класс. Погружение 2 Знать Уметь Раздел 3: Основные процессы жизнедеятел ьности растений. Раздел 4: Многообраз ие и развитие растительно

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИ ИЗУЧЕНИИ БИОЛОГИИ в 5-ом классе (Введенский Э.Л., Плешаков А.А. Введение в биологию) Тема урока Планируемые результаты 1. Методы изучения природы Предметные: знать методы изучения

Пояснительная записка. Программа дополнительного образования "Юный натуралист" предназначен для учеников 6-7 класса. Программа позволяет углубить и систематизировать знания учащихся о строении и многообразии

Календарно-тематическое планирование по биологии «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс 34 часа (1 раз в неделю) Учебник.

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования, утверждённой приказом директора МБОУ СОШ 5 от 01.06.2016 203 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Предмет: Биология Класс: 5 а, б, в, г, д, е

Часть 1 К каждому из заданий 1 12 даны варианта ответов, из которых только один правильный. Номер этого ответа обведите кружком Инструкция по выполнению работы На выполнение теста по географии отводится

Тема 4. Бактерии. Грибы. Лишайники. Часть А. 1. Наличие в составе лишайника цианобактерий обеспечивает 1) поглощение атмосферной и почвенной влаги 2) использование света для образования питательных веществ

Задания Турнира «Знатоки биологии» для обучающихся 8-9 классов, проводимого Академией биологии и биотехнологии им. Д.И.Ивановского Задание 1 Заполните таблицу «Виды взаимоотношений между живыми организмами».

БИОЛОГИЯ 5 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

Рабочая программа учебного предмета «Биология» 5 класс Планируемые результаты освоения учебного предмета Обучающийся научится: выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков

Демонстрационный вариант диагностической работы по биологии для учащихся 5 классов Для заданий с выбором ответа 1-9, 14 и 15 обведите номер правильного ответа. Для других заданий запишите ответ в указанном

Банк заданий по биологии 6 класс -2014год 1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука 1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология 2. Строение и функции органоидов клетки изучает

Карточки индивидуальной работы по биологии в 5 классе По теме 2 «Свойства живого» Ф.И. Дата (НУ) 1.Запишите, как называются науки, изучающие живые организмы: Изучает строение, жизнедеятельность, многообразие,

Входной контроль Часть 1 В заданиях А1 А8 отметьте один верный ответ. А1 Прибор, с помощью которого можно увидеть клетки живых организмов, называется 1) телескопом 3) штативной лупой 2) микроскопом 4)

1 Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии отводится 45 минут. Работа включает в себя 21 задание. Ответы к заданиям 1 17 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру

Пояснительная записка В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования на изучение биологии в 6 классе отводится 34 часа из федерального компонента. В 6 классе

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (70ч 2 часа в неделю) С использованием программы автора Н.И. Сонина Учебник: Н.И. Сонина.

Банк заданий 6.3класс Биология профиль. Погружение 2 Мини-тест 1. Тема 1.ГЕНЕРАТИВНЫЕ ОРГАНЫ РАСТЕНИЯ. 1. Цветок это орган растения, который обеспечивает: А) семенное размножение б) вегетативное размножение

Задания С по биологии. Какие механизмы обеспечивают работу иммунной системы человека? Элементы ответа) Узнавание организм узнает чужеродные антигены и их продукты и выделяет антитела) Специфичность антитела

Рабочая программа по биологии для 6 класса Календарно-тематический план (35 часов) п/п дата Тема урока Планируемые результаты обучения Информационнометодическое обеспечение ВВЕДЕНИЕ (1 час) Цель: создать

Данная рабочая программа по биологии 6 класса рассчитана на 52 часа в год, 2 часа в неделю I полугодие, 1 час в неделю II полугодие. Составлена на основании следующих нормативных документов и методических

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

2 словосочетания, целого числа, последовательности цифр или сочетания букв и цифр. 6. Количество заданий в одном варианте теста 50. Часть А 38 заданий. Часть В 12 заданий. 7. Структура теста Раздел 1.

Пояснительная записка. Нормативные документы, в соответствии с которыми разработана рабочая программа Закон РФ от 29.12.2012 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Федеральный компонент государственного

Итоговая контрольная работа по учебному материалу разработанного по новым стандартам ФГОС, по учебнику автора: Пасечник 5 класс Биология: Бактерии, Грибы, Растения. Пояснительная записка В работе содержатся

«СОГЛАСОВАНО» Заведующая кафедрой специальной (коррекционной) педагогики СПбАППО Яковлева Н.Н. 2012 Директор «ИМЦ» Курортного района Санкт-Петербурга /Бережная Л.Н./ 2012 г. «УТВЕРЖДАЮ» Директор ГБСКОУ

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе. Пояснительная записка Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного,

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области Управление образования администрации Артинского городского округа Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Сухановская

Биология 9 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Общие закономерности жизни», «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,

БИОЛОГИЯ 10 класс МОСКВА «ВАКО» УДК 372.857 ББК 74.262.8 К64 Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 729 (в ред.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по биологии построена на основе фундаментального ядра содержания основного общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы

Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя

Секция 9 Химия и химическая технология (для школьников) 333 вые и ягодные натуральные. ГОСТ 656-79» количество углеводов не должно превышать 10 г на 100 г сока. Из таблицы видно, что содержание углеводов

Проверочные тесты по теме БИОЛОГИИ Биология как наука Вариант 1 А1. Естественная наука, представляющая совокупность наук о живой природе: 1) география 3) химия 2) физика 4) биология А2. Натуралист Ж.Б.

Тест «Грибы», «Водоросли», «Мхи» Вариант 1 Выберите один правильный ответ из нескольких 1. Биологи объединяют все грибы в систематическую группу: А) род; Б) отдел; В) царство; Г) семейство; 2. Плесневый

Материалы для составления вариантов тестовых работ по теме: «Многообразие организмов, их классификация». 5 класс. Часть А. К каждому из заданий даны четыре варианта ответа, из которых только один верный.

Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения: определять роль в природе различных групп организмов; объяснять роль живых

Вопросы к олимпиаде по окружающему миру. 3 класс 1. Прочитай предложения-утверждения. Если ты согласен с утверждением напиши «да», если думаешь по-другому напиши «нет». 1. Мы живём на звезде под названием

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова» Научно-исследовательский центр фундаментальных

БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ

Календарно-тематическое планирование Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс (35 ч, 1 ч в неделю) Дата Тема урока Формы уроков Характеристика основных видов деятельности план факт учащихся Введение

Вариант контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 6 класса Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся

Приложение к образовательной программе Специального коррекционного образования ГБОУ СО «СОШ 2» Рабочая программа по учебному предмету «Биология» 7 класс специального коррекционного образования Составитель:

Пояснительная записка Тематическое планирование по предмету Биология, 6 класс, составлено в объеме 1 час в неделю, 34 часа в год в соответствии с учебным планом школы и учебной программой по предмету.

Характеризуется накоплением огромного фактического материала по мировой энтомофауне и широким размахом работ по систематике, важными открытиями и исследованиями во всех областях теоретической и прикладной Энтомологии. Число известных науке видов насекомых возросло до 1 млн. (предположительно существуют 2-3 млн. видов), каждый год открывают сотни новых видов. Выделено около 35-40 отрядов. Перестраиваются и совершенствуются системы насекомых (австрийский ученый А. Хандлирш, американский Г. Крэмптон, советский палеоэнтомолог А. В. Мартынов и др.); предложены новые (в принципе сходные) системы (советский эколог М. С. Гиляров. 1969; итальянский энтомолог Г. Гранди, 1970; австралийский ученый Маккерас, 1970, и др.). Традиционные методы систематики (сравнительно-морфологические и др.) обогащаются более тонкими методами исследования (электронная микроскопия, Кариосистематика ) с использованием ЭВМ. Развиваются направления т. н. нумерической таксономии (американский ученый Р. Сокал) и таксономического анализа (советский ученый Е. С. Смирнов и др.). Все это позволяет уточнять филогению различных групп насекомых и совершенствовать их классификацию.(Чеснова1962)

Морфология насекомых как основа систематики широко исследуется энтомологами многих стран; органы изучаются в единстве с их функцией (школа американского ученого Р. Снодграсса, 1935; советский ученый А. В. Мартынов, 1924, 1938, и др.). Активно изучается физиология насекомых: трахейное дыхание (датский ученый А. Крог), выделение (английский ученый В. Б. Уиглсуорт), особенности зрения и других органов чувств насекомых и способность их воспринимать поляризованный свет и ориентироваться по нему (немецкий ученый К. Фриш) и т. п. Большую роль в развитии физиологии насекомых сыграло изучение Фотопериодизм а (советский зоолог А. С. Данилевский, голландский ученый Я. де Вилде и др.), раскрытие механизма которого позволит решать многие важные практические задачи (прогноз численности насекомых в природе и др.). У насекомых были обнаружены гормональные выделения центральной нервной системы (польский ученый С. Копец, 1917); гормоны линьки Экдизоны (А. Бутенандт, 1954); регулирующий развитие насекомых Ювенильный гормон (К. Уильяме, 1956) и др. Недавно обнаруженные аналоги ювенильного гормона (растит. происхождения или химически синтезируемые), а также антигормоны (американский ученый У. Бауэре, 1976) исследуются как перспективные средства борьбы с вредителями.(Кузнецов1948)

В самостоятельный раздел Энтомологии выделилась биохимия насекомых (особенно после сводки австралийского ученого Д. Гилмура, 1961), Открытие, выделяемых насекомыми и регулирующих их поведение (А. Бутенандт, ФРГ, и др.), активизировало изучение поведения насекомых, исторически восходящее к трудам французских натуралистов Р. Реомюра, затем Ж. А. Фабра и др. Этология в ХХ в. была избавлена от антропоморфизма (очеловечивания поведения насекомых), свойственного трудам натуралистов ХVIII в., и поставлена на строго научную основу. Это привело к открытию в середине ХХ в. «языка пчел» (немецкий зоолог К. Фриш); этология насекомых стала одним из ведущих направлений исследований в современной Энтомологии.

Широко разрабатываются проблемы экологии насекомых (первые крупные работы принадлежат американским ученым В. Шелфорду, 1913, Р. Чепмену, 1931). Исследуя взаимоотношения насекомых со средой, немецкий ученый Г. Блунк (1922) доказал зависимость скорости их развития от температуры окружающей среды. Сложные взаимоотношения насекомых с опыляемыми ими (энтомофильными) растениями, привлекавшие внимание еще Ч. Дарвина (1862), обобщены норвежским биологом К. Фегри (1975). Изучение связи тлей с растениями позволило восстановить историческую географию многих групп высших растений (советский ученый А. К. Мордвилко, 1935). Было выяснено значение симбиоза насекомых с рядом микроорганизмов (немецкий ученый П. Бухнер, 1912, и др.). Появился новый раздел экологии - учение о фазовой изменчивости (морфо-физиологические особенности и поведение насекомых меняются в зависимости от плотности популяции; русский ученый Б. П. Уваров, школа французского зоолога П. Грассе, советский ученый А. Г. Шаров и др.). В СССР сделаны обобщения экологических закономерностей распространения насекомых. Установлены правила «зональной смены стаций» (Г. Я. Бей-Биенко, 1930, 1964) и «смены ярусов» (М. С. Гиляров, 1951). Изучение экологии насекомых позволило осветить основные направления их эволюции.(Бей-Биенко1971)

Широкое развитие получила энтомогеография. В 1936 советский энтомолог А. П. Семенов-Тян-Шанский, изучая ареалы отдельных видов насекомых, разработал разделение Палеарктики на зоогеографические провинции. Позднее таким же образом были уточнены границы зоогеографических областей Южной Америки (французский ученый К. Деламар и венесуэльский ученый Э. Рапопорт), Антарктики и Океании (американский ученый Л. Грессит). Шведский энтомолог К. Линдрот (1959) исследовал связи энтомофаун Евразии и Северной Америки. В СССР отдельные зоогеографические регионы детально охарактеризованы по комплексам насекомых (например, Средняя Азия - О. Л. Крыжановским, 1965, и др.).

К середине ХХ в. активизировались исследования по палеоэнтомологии (в начале XIX в. было известно лишь 219 видов ископаемых насекомых). Ныне известно свыше 12 тыс. ископаемых форм, и палеоэнтомология не ограничивается только их описанием, но и изучает палеоэкологию насекомых. Изучены многие крупные таксоны и смены фаун насекомых в разные геологические эпохи. Большие достижения имеет советская школа палеоэнтомологов (А. В. Мартынов, Б. Б. Родендорф и др.). Данные палеоэнтомологии используются для установления путей эволюции насекомых.

Насекомые стали важным объектом научных экспериментов (например, Дрозофила в генетике, малый мучной хрущак в популяционной генетике и т. п.).

Развитие медицинской Энтомологии началось с изучения комаров - переносчиков малярии (русский ученый В. Я. Данилевский, 1888; итальянский ученый Дж. Б. Грасси, 1901). Была выяснена роль и других кровососущих насекомых в распространении многих опасных заболеваний человека и животных (сведения обобщены немецким ученым Э. Мартини, 1923, 1941, и др.). В СССР большую роль в развитии медицинской и ветеринарной Энтомологии сыграли труды В. Н. Беклемишева (по малярийным комарам) и Е. Н. Павловского, создавшего теорию природной очаговости трансмиссивных (т. е. переносимых насекомыми и другими членистоногими) болезней человека и животных. Были разработаны практические мероприятия, обеспечившие действенную защиту населения и с.-х. животных от опаснейших заболеваний, передаваемых насекомыми.

Энтомология - это один из разделов зоологии. Она основана на изучении различных видов насекомых. Определенную расшифровку имеет энтомология. Слова в этом сочетании являются древнегреческими. А именно ἔντομον — "насекомое", и λόγος — "учение". Насекомых насчитывается большое количество. А именно около 3-х миллионов видов. Поэтому, чтобы всех их изучить, требуется помощь множества специалистов.

История возникновения

Энтомология - это наука о насекомообразных. Она возникла еще в XVI веке. Она стала стремительно совершенствоваться, благодаря развитию культуры и сельского хозяйства (пчеловодство).

Многим великим биологам была интересна эта наука. Ее осваивали Ч. Дарвин, Нобелевский лауреат Карл фон Фриш, писатель В. Набоков, профессор Эдвард Уилсон.

Что изучает энтомология

До половины XIX века ученые исследовали анатомию различных видов насекомых, делали описание скелета и наружных органов. Чуть позднее биологи начали совершенствоваться в этом направлении. Они стали изучать насекомых, обращая внимание не только на скелет и органы, а и на отдельные Это является достоверным фактом.

Определенные направления

Энтомология - это наука о насекомообразных видах, состоящая из нескольких разделов:

  • Теоретические аспекты биологических методов защиты растений.
  • Влияние биогенных и абиогенных факторов на адаптационные процессы насекомых.
  • Этология.
  • Жизненные циклы и онтогенез насекомых.
  • Энтомофауна.
  • Эволюция насекомых.
  • Популяционная энтомология.
  • Морфология и эмбриология насекомых.
  • практической энтомологии.
  • Географическое распространение.
  • Систематика.
  • Палеонтология.

Описание направлений

С каждым годом биологи занимались изучением насекомых для того, чтобы определить, для чего нужны они и каково их место в природе. Во время множества исследований различных жуков начали разделять на вредные и полезные типы. Иными словами, энтомология - это изучение насекомых, у которого основной целью является исследование поведения и особенности вредных насекомых, а также определение эффективных методов борьбы с ними.

В ходе исследований проводились практические мероприятия, направленные на борьбу с указанными насекомыми. При этом использовались знания о виде и образе жизни каждого вредителя. Благодаря более подробному биологическому исследованию и наблюдению за их жизнью, ученым удалось разработать средства для их уничтожения. Поэтому энтомология - это наука, которая имеет немаловажный характер. было разработано два способа борьбы с вредными насекомыми. А именно определенное опрыскивание веществами. Данная процедура способствует уничтожению указанных насекомых. Однако она является вредной для здоровья человека. Следует помнить, что, прежде всего, энтомология - это наука о жуках и иных различных насекомых. Полученные знания о них будут использовать для различных исследований в будущем.

Основные категории энтомологии

В данном случае имеется несколько положений. Энтомология - наука о насекомых - также делится на несколько категорий. Каждая из них затрагивает определенные направления. В данном случае это:

  • Частная энтомология насекомых. Она включает в себя такие дисциплины:

Апиология (изучение пчел).

Блаттоптерология или диктиоптерология (тараканы, муравьи).

Диптерология (изучение комаров и мух).

Гименоптерология (исследование пчел, ос, наездников, пылильщиков, термитов).

Колеоптерология (изучение жесткокрылых насекомых).

Лепидоптерология (исследование чешуекрылых).

Мирмекология (изучение термитов.

Одонатология (стрекозы).

Ортоптерология (изучение семейства саранчевых, сверчков).

Трихоптерология (исследование ручейников).

  • Общая энтомология. Она изучает строение, эволюцию, многообразие насекомых, жизнедеятельность, индивидуальное развитие и среду их обитания.
  • Прикладная энтомология. Это наука о фауне, в которую входит несколько направлений. Каждое из них имеет немалозначимый характер. А именно:

Лесная энтомология.

Ветеринарная.

Медицинская.

  • Сельскохозяйственная энтомология. Она изучает определенный тип насекомых. А именно тех, которые наносят вред сельскохозяйственным культурам, растениям, животным и человеку. Также она изучает насекомых, занимающихся опылением растений.
  • Судебно-медицинская энтомология. В данном случае придерживаются определенного направления. То есть данная энтомология - наука о насекомых, имеющая отношение к судебной медицине, изучающей виды, которые могут появляться на трупе человека после его смерти. Иными словами, с помощью разной стадии развития личинок можно установить период существования трупа. Данная энтомология - это наука, имеющая определенные критерии. К примеру, если на трупе нет ни личинок, ни яиц, то тогда смерть наступила не более четырех часов назад. А в случае если они есть, то умерщвление настало по истечении 6-12 ч. А вот если прошли сутки, то на теле можно обнаружить более крупные личинки. После 36 ч. они увеличиваются в размере. А вот если прошло две недели, то начинается их окукливание. Китайцы в самом начале развития судебной энтомологии, в XIII веке, начали использовать личинки мух, чтобы раскрывать дела об убийствах.

Высшие учебные заведения, изучающие это науку

Проблемы, связанные с изучением насекомых в России, решают в следующих заведениях:

В МГУ в Зоологическом музее (Москва).

В лаборатории изучения энтомологии в ДВО РАН (Биолого-почвенный институт). Расположен он в г. Владивостоке.

В РАН (институт эволюционной морфологии). Расположен он в г. Москве.

Институт им. Шмальгаузена. Расположен он в г. Киеве.

Национальная Академия наук Украины. Расположение - г. Киев.

Вопросы, связанные с лесной и сельскохозяйственной энтомологией, изучают во Всероссийском институте защиты растений. Расположен он в пригороде г. Санкт-Петербурга. А также во всех высших заведениях, которые остались после Советского Союза, занимающихся изучением флоры. В том числе и в отраслевом научно-исследовательском институте.

Также данные изучения проводятся и в других учреждениях. в Немецком энтомологическом учебном заведении и Балтийском институте колеоптерологии.

Среди множества высших учреждений, изучающих указанную науку, за пять лет было выбрано около 25 545 статей, посвященных энтомологии.

По их уровню было отмечено только 5 заведений. А именно: Калифорнийский, Риверсайд Корнельский, Дэвис, Техас A&M.

Кафедры, изучающие энтомологию

Их существует немалое количество. Однако основные из них были созданы:

В Аграрном университете на Кубани. Создана кафедра была в 1968 году.

В Университете им. Ломоносова г. Москвы в 1925 г. Здесь были созданы факультет биологии и кафедра энтомологии.

В Университете им. Тимирязева (МСХА). Создана кафедра была в 1920 году.

В Санкт-Петербургском государственном университете.

В Саратовском соответствующем учебном заведении также была создана кафедра энтомологии. А именно в Государственном аграрном университете им. Вавилова.

Еще была создана кафедра энтомологии в Ставропольском высшем учебном заведении. Это в Государственном аграрном университете им. Вавилова.

Организации, занимающиеся энтомологией

В 1859 году К.М. Бэр и академик Семенов-Тян-Шанский создали Русское общество, изучающее энтомологию. Во времена Советского Союза у него было определенное название - «Всесоюзное энтомологическое общество».

Подобные организации были основаны и в различных странах мира. А именно в:

Франции.

Великобритании.

Германии (Entomologischer Verein zu Stettin).

Голландии.

Бельгии.

Америке (осн. 1867).

Филадельфии (осн. 1859).

Кембридже.

Германии.

И другие энтомологические сообщества находятся в:

Украине.

Британии.

Бразилии.

Аргентине.

Венесуэле.

Испании (Asociación Entomolóxica Galega, Asociación Española de Entomología, Sociedad Entomológica Aragonesa,Sociedad Andaluza de Entomología (boletín), Sociedad Española de Entomología Aplicada).

Колумбии.

Мексике.

Существуют и международные общества: International Society of Hymenopterists, USA, International Palaeoentomological Society.

Также создан Международный союз исследователей общественных насекомых.

Редакция

Основными периодическими российскими изданиями по указанной науке являются:

- «Энтомологическое обозрение». Здесь всесторонне описывают тонкости данного направления.

- «Труды Всесоюзного энтомологического общества».

Также появились издания:

Zoosystematica Rossica (1993).

- «Русский энтомологический журнал». Выпускаться он начал с 1992 года.

- «Евразиатский энтомологический журнал» (2002) и т. д.

Множество систематических описаний насекомых на территории РФ имеется в многотомной «Фауне России и сопредельных стран (СССР)». Такого типа литература издается во многих государствах мира.

Заключение

Ознакомившись с данным текстом, каждый сможет дать ответ на вопрос о том, что изучает энтомология, какие направления она затрагивает. Следует только внимательно прочитать вышеизложенное. Также об этом можно узнать на таком сайте, как «молбиол». Энтомология там разъяснена более детально. В целом можно много рассказывать о данной науке. Она таит в себе много интересного и полезного для человечества. Главное - иметь заинтересованность в этом направлении. И если вникнуть в саму суть энтомологии, то она окажется довольно занимательной и поучительной наукой.

Как выглядит? От 1 до 3 см в длину, красноватого цвета, причем самки крупнее самцов. Тело покрыто кутикулой.

Распространение. Встречается в тропических и субтропических областях Центральной и Южной Америки, Африки, Азии и частично в Европе. Заболеваемость варьируется локально и сезонно.

Заражение. Инфицирование происходит через почву.

Как выглядит? До 4 см в длину, причем самки крупнее самцов. Тело покрыто кутикулой.

Распространение. Встречается во всем мире, но чаще в регионах с умеренным климатом.

Для крупного рогатого скота характерны такие виды:

  • N. helvetianus;
  • N. spathiger.

Заражение. При поедании травы на пастбище.

Как выглядит? От 1 до 2,5 см в длину, беловатого цвета, покрыты кутикулой.

Симптомы и признаки. Понос (темный, зеленый или желтый) и обезвоживание, снижение веса, потеря аппетита. Если не лечить инфекцию, ягнята могут погибнуть.

Oesophagostomum radiatum

Геморрагические узелки в тонкой кишке рогатого скота при остром течении инфекции, вызванной O. radiatum. В них в течении примерно недели созревают личинки

Распространение. Чаще встречается в жарком и влажном климате, в тропических и субтропических регионах.

Заражение. Через почву, при поедании травы на пастбищах.

Как выглядит? От 15 до 20 мм длиной. У самца есть головных везикул. Тело червя покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки. Лихорадка, потеря аппетита и веса, колит, водянистый или слизистый понос (зеленый и темный). Хронические инфекции вызывают анемию и отеки (водянка) в дополнение к диарее, что значительно ослабляет животных. Этих глистов еще называют «узловые черви», так как они вызывают появление характерных узелков в тонкой кишке их хозяев.

Род Ostertagia

Отек под челюстью (верхнее фото) и повреждения сычуга (нижнее фото), вызванные Ostertagia ostertagi

Распространение. Чаще встречаются в районах с умеренным и прохладным климатом, северном полушарии. Для крупного рогатого скота характерны виды Ostertagia ostertagi, Ostertagia lyrata.

Заражение. При поедании травы на пастбище. Больше страдают молодые телята, которые первый год пасутся на зараженных пастбищах.

Как выглядит? До 12 мм длиной, достаточно тонкие, коричневого цвета. Тело покрыто кутикулой.

Распространение. Встречаются по всему миру, особенно в регионах с теплым и влажным климатом, преимущественно в сельских районах с плохими санитарно-гигиеническими условиями. Важным видом, который часто поражает крупный рогатый скот является Strongyloides papillosus .

Заражение. Через кожу, при употреблении инфицированной пищи или воды. Личинки могут передаваться из вымени телятам во время кормления.

Как выглядит? От 1 до 6 мм в длину и около 0,5 мм в ширину. Тело почти прозрачное, покрыто кутикулой.

Распространение . Встречается во всем мире, включая Европу, но чаще наблюдается в регионах с влажным тропическим или субтропическим климатом в Африке, Америке и Азии.

Заражение. При выпасе на загрязненных пастбищах.

Как выглядит? Длиной до 40 см и толщиной 7 мм, причем самки крупнее самцов. Они имеют беловатый цвет, почти прозрачные, похожи на вареные спагетти. Тело покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки. В легких могут вызвать инфекции с вторичными бактериями и последующим воспалением. При поражении тонкой кишки возникает понос (часто гнилостный), колики, энтерит, потеря аппетита и веса. Иногда червь мигрирует через желчный проток и вызывает холангиты.

Род Trichostrongylus

Распространение. Встречается по всему миру. Основные виды у крупного рогатого скота: Trichostrongylus colubriformis и T. axei.

Заражение. При заглатывании загрязненной почвы.

Как выглядит ? Имеет тонкую форму, коричневато-красноватого цвета, от 5 до 10 мм, покрыт кутикулой.

Симптомы и признаки . Повреждают слизистую оболочку тонкой кишки или желудка, что может привести к энтериту, гастриту, а иногда и анемии. Типичными признаками являются диарея или запор, общая слабость и истощение, потеря аппетита, снижение веса, потеря веса.

Род Trichuris (Власоглавы)

Взрослые самец и самка Trichuris на верхнем фото и скопление этих червей в верхнем отделе толстой кишки

Распространение. Чаще встречаются в регионах с тропическим или субтропическим климатом. Яйца устойчивы к высыханию и выживают при температуре -20 – 50 °С

Заражение. Через загрязненную пищу или воду.

Как выглядит? От 3 до 8 см длиной, белесого или желтоватого цвета. Имеет характерную форму, напоминающую хлыст с ручкой, Тело покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки. Личинки, проникая в слизистую оболочку толстой кишки, вызывают раздражение, что является причиной присоединения вторичной бактериальной инфекции. Возможно воспаление кишечника (энтерит), изъязвление, кровотечение и последующая анемия, кровавый понос, нарушается процесс усвоения жидкости, возникает обезвоживание, отсутствие аппетита и потеря веса.

Респираторные круглые черви (нематоды)

Dictyocaulus viviparus в чашке Петри (сверху) и в теле скота (внизу). Поражают трахея, бронхи и бронхиолы

Трахея, бронхи и бронхиолы

Распространение. В районах с умеренным и холодным климатом, в местах с обильными осадками. Живут в организме коров и другого КРС относительно не долго (до 6 месяцев), если не будет повторной инфекции.

Заражение. Через кожу, при употреблении зараженной пищи и воды.

Как выглядит? Средних размеров, до 8 см длиной. Самки примерно на треть больше, чем самцы. От беловатого до сероватого цвета. Тело покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки. Личинки раздражают слизистую оболочку дыхательных путей. Характерные признаки − тяжелый кашель, ускоренное и/или затрудненное дыхание, выделения из носа, потеря аппетита и веса. Тяжелые инфекции могут вызвать пневмонию, эмфизему и отек легких.

Род Mammomonogamus

Взрослый червь, принадлежащий к роду Mammomonogamus. Поражают гортань и носовые полости, но обычно не являются серьезной проблемой

Распространение. В тропических и субтропических районах Африки, Азии и Америки (Центральной и Южной). Виды, которые были зафиксированы у крупного рогатого скота:

  • M. laryngeus;
  • M. nasicola;
  • M. gangguiensis.

Заражение. До конца не выяснено.

Как выглядит? Довольно малы (от 6 до 25 мм в длину и от 0,3 до 0,6 мм в ширину), красноватого цвета, тело покрыто кутикулой.

Подкожные, сердечные и другие круглые черви (нематоды)

Род Onchocerca (Онхоцерки)

На фото многочисленные поражения Onchocerca в виде узелков под кожей. При этом у животного не проявляются никакие другие клинические признаки

Распространение. Встречаются в основном в тропических и субтропических регионах, включая Европу и США, вызывает онхоцеркоз. Вид О. gutturosa является наиболее распространенным у крупного рогатого скота и, как правило, живет в области выйной (затылочной) связки, в то время как О. lienalis часто встречается в желудочно-селезеночной связке.

Заражение. При укусах кровососущих насекомых.

Как выглядит? До 50 см в длину, достаточно тонкие. Тело покрыто кутикулой, которая напоминает кольца.

Симптомы и признаки. Часто не вызывают симптомов. Гельминты из рода Onchocerca главным образом вторгаются в подкожные ткани и вызывает появление узелков. Может возникать раздражение кожи, повреждение кожи, мастит, особенно в летнее время.

Parafilaria bovicola

Поражения кожи, вызванные Parafilaria bovicola в виде кровоточащих ран

Распространение. Восточная Европа, Россия, Скандинавия, Средиземноморье, Бельгия, Южная Африка.

Заражение. Переносчиками являются мухи рода Musca, которые питаются кровью на ранах.

Как выглядит? Беловатого цвета, до 6 см в длину. Тело покрыто кутикулой.

Распространение. В Азии, Индии. Насчитывается около 43 видов, среди низ многие поражают коров: S. labiatopapillosa, S. digitata, S. equina, S. marshalli .

Заражение. Через комариные укусы. Заболевание называется филяриатоз .

Как выглядит? Длиной до 15 см, молочного цвета. Тело сужается к хвосту, покрыто кутикулой. Характерный признак − кольцо вокруг рта.

Распространение. В Европе, Америке, Сибири и Австралии.

Заражение. При укусах мухами.

Как выглядит? До 8 мм длиной, тело покрыто кутикулой.

Симптомы и признаки . Дерматиты, выпадение волос, зуд. Со временем кожа

становится сухой и утолщенной. Активные поражения покрыты кровью или серозным экссудатом, в то время как хронические – гладкие, сухие и лишены волос.

Thelazia

Взрослые черви из рода Thelazia в глазу коровы

Распространение. Северная Америка, Африка, Азия, Европа. Основные виды, поражающие жвачных: T. skrjabini Erschow, T. rhodesii, T. lacrymalis, T. bubalis.

Заражение. Личинки заносятся прямо в глаз мухами, попадая на слизистую из хоботков этих насекомых. Заболевание называется телязиоз.

Как выглядит? До 20 мм длиной, беловатого цвета, трубчатой формы. Тело покрыто кутикулой.

Как выглядит? Плоские, овальной формы, около 10 мм длиной и до 2 мм шириной. Тело прозрачное. Имеется ротовая и брюшная присоски.

Заражение. При поедании саранчи, которая перед этим съела инфицированную улитку.

Как выглядит? Плоское тело овальной формы, 16 мм в длину и 8 мм в ширину.

Симптомы и признаки. Клинические проявления часто расплывчаты. Большинство инфекций являются доброкачественными и вызывают только легкие симптомы. Воспаление и увеличение панкреатического протока, рвота, метеоризм, диарея, запор. При остром течении гепатит является распространенным осложнений, что обычно приводит к циррозу печени при отсутствии лечения.

Род Fasciola

Многочисленные зрелые печеночные двуустки в желчных протоках и паренхиме печени

Распространение. В тропических и субтропических регионах. Включает печеночную (F. hepatica) и гигантскую (F. gigantica) двуусток.

Заражение. При поедании сена или растительности на пастбищах.

Как выглядит? Плоское тело овальной формы, до 30 мм длиной и 15 мм шириной. От розово-серого до темно-красного цвета. Имеют две присоски.

Симптомы и признаки. Гепатит, холангит. Возникает анемия, отеки, расстройство пищеварения, истощение, усталость, слабость, потеря аппетита.

Fascioloides magna (Гигантский американский печеночный сосальщик)

Fascioloides magna извлеченные из печени животного

Заражение. При употреблении зараженной водной растительности.

Как выглядит? До 10 см в длину и 3,5 см в ширину. Тело овальной формы, уплощенное, с двумя присосками.

Распространение. Регионы с умеренным климатом (например, Европа).

Заражение. При употреблении зараженной водных растительности.

Как выглядит? Мелкие гельминты до 1,5 см в длину. От сероватого до красноватого цвета. Тело не сплющено, но грушевидное, с головой на узком конце. Имеют две присоски.

Симптомы и признаки. Нарушение пищеварения, снижение иммунитета. Возникает энтерит и сильный понос с кровью, обезвоживание, вялость, потеря веса, анемия и отек челюсти.

Род Schistosoma (Шистосомы)

Зрелые черви Schistosoma bovis собранные из брыжейки кишечника африканской коровы

Распространение. Субтропические и тропические страны.

Заражение. Через кожу во время пребывания в водоеме и при поглощении зараженной воды.

Как выглядит? 7-20 мм в длину и до 1 мм в ширину. В отличие от других трематод, форма тела не плоская и не овальная. Имеются две маленькие присоски.

Симптомы и признаки. Личинки проникают в кожу, попадают в кровеносные сосуды, вызывают анемию, заражение крови. Могут также повредить желчный пузырь. Наблюдается кратковременный понос, иногда с кровью и слизью, запоры, потеря веса слабость.

Цестоды (ленточные черви)

Частыми также являются случаи заражения крупного рогатого скота некоторыми представителями . Коровы и другие копытные чаще играют для ленточных червей роль промежуточных хозяев. Поэтому большинство видов таких глистов находится в организме этих животных в личиночной стадии, ожидая пока их в будущем проглотит окончательный хозяина вместе с мясом. Но бывают и исключения, как, например, Moniezia expansa.

Это черви из животного нильгау, они были идентифицирован, как Avitellina centripunctata. Живут в тонкой кишке и обычно не вызывают больших пробем

Распространение. В засушливых регионах Африки, Азии и Европы, в т.ч. Молдавии, Казахстане, Закавказье, южных регионах России и Украины.

Заражение. При поедании клещей (до конца пути заражения не выяснены).

Как выглядит? До 3,5 м в длину и около 3 мм в ширину. Тело поделено на тысячи сегментов с очень короткими отрезками.

Симптомы и признаки. Часто не проявляет симптомов.

Taeniarhynchus saginatus (бычий цепень)

Cysticercus bovis (инкапсулированная личинка бычьего цепня) в сердечной мышце 12-месячного бычка

Заражение. При выпасах на пастбищах, загрязненных инфицированными фекалиями человека.

Как выглядит? Небольшие белесые кисты, заполненные жидкостью, в которых содержатся незрелые черви. От 5 до 8 мм, иногда немного больше.

Симптомы и признаки. Проходит бессимптомно, за исключением поражения сердца.

Taenia hydatigena

Cysticercus tenuicollis (инкапсулированные личинки гельминта T. hydatigena) в брыжейке

Заражение. Через пищу и воду.

Как выглядит? Пузырь с жидкостью до 8 см длиной, содержащий незрелого червя.

Симптомы и признаки . В основном проходит бессимптомно. Возможен травматический гепатит (при миграции в печень).

Род Echinococcus (Эхинококки)

Киста эхинококка в сердце КРС

Распространение. По всему миру, в основном в сельских регионах. Скот – промежуточный хозяин для червя (поражает в личиночной стадии).

Заражение . Через загрязненную почву (орально).

Симптомы и признаки. Ухудшает функционирование пораженного органа. Возникают расстройства пищеварения, кашель и затрудненное дыхание.

Род Moniezia

M. expansa живет в тонкой кишке. Для КРС не представляет большой проблемы в отличии от овец и коз.

Заражение . При поедании мелких почвенных клещей.

Как выглядит? До 10 м в длину и до 1,5 см в ширину. Тело состоит из множества сегментов.

Симптомы и признаки. Понос, снижение веса и кишечная непроходимость.

Лечение

, – при трематодозах.

Многие коммерческие препараты содержат сразу два и даже более активных веществ. Это часто является хорошим вариантом, так как у многих глистов у КРС в определенных регионах развилась резистентность (сопротивляемость) к большинству основных средств.

Лекарственные средства представлены в виде порошков, таблеток или растворов для инъекций.

Энтомология – раздел зоологии, изучающий насекомых. На стыке энтомологии и судебно-следственной практики появилось новая система знаний - судебная энтомология. Судебная энтомология - это раздел судебной медицины, изучающий особенности развития насекомых на трупе. Она представляет систему знаний о закономерностях возникновения, способах выявления, методах исследования и принципах оценки энтомологических данных, являющихся источником доказательств при проведении следственных действий. Судебная энтомология изучает биологию насекомых некробионтов, их место и роль в процессе биологического разложения трупов, влияние на жизнедеятельность насекомых факторов, связанных как непосредственно с трупом, так и зависящих от условий места его обнаружения и разрабатывает методы судебно-энтомологической экспертизы.

Энтомологическая экспертиза заключается в исследовании морфологических и анатомических особенностей различных органов и тканей насекомых с учетом стадийности их сезонного развития, характера причиняемых ими повреждений и т. д.

Объектом исследования энтомологической экспертизы являются:

  • яйца насекомых;
  • личинки;
  • куколки;
  • взрослые особи насекомых;
  • отдельные части насекомых;
  • трупы живых существ и их части.

Благодаря тому, что цикличность развития мух и других насекомых на трупе можно использовать для ориентировочного установления времени смерти, обнаруженные на трупе яйца, личинки, куколки и взрослые особи насекомых должны быть собраны и переданы следователю для назначения энтомологической экспертизы . Сбор объектов исследования направлен на собирание возможно большего количества представителей энтомафауны и других некрофагов, отметив их точное местоположение на трупе, используя для этого очерченное изображение трупа и вокруг него в радиусе не менее 1-2 метра и в почве на глубину до 0,3 метра. Взятие энтомологических образцов для разъяснения тех или иных вопросов осуществляется согласно «Практическое руководство по судебной энтомологии»: Глава 2: Особенности осмотра трупа при гнилостном его разложении.

При обращении к энтомологической экспертизе и предоставлении биологического материала перед экспертами возможно поставить следующие вопросы:

Присутствуют ли в биологическом материале объекты, принадлежащие насекомым;

На какой стадии жизненного цикла находится насекомое и каков его возраст;

Если эти объекты представляют собой части тела насекомого, то к какому именно виду они принадлежали, т.е. можно определить таксономическую принадлежность (вид, род, семейство, отряд);

Имеется ли в предоставленном биоматериале один вид насекомых или их несколько;

Какова давность наступления смерти или времени нахождения трупа на месте его обнаружения;

В каком сезоне попал труп на место его обнаружения;

Был ли труп перемещен с одного места на другое;

Определение места первоначального нахождения трупа или места сокрытия трупа;

Какова степень разложения трупа в определенном месте за известный отрезок времени;

Какие токсины или наркотики, обнаруженные впоследствии в личинках насекомых, явились причиной смерти человека (при обнаружении скелетированных трупов);

Какое место происхождения наркотического растительного сырья.

При необходимости более широкого использования естественнонаучных знаний в энтомологическом исследовании может быть назначена комплексная экспертиза с участием в решении поставленных вопросов экспертов различных специальностей (например, химическая экспертиза пятен на одежде, генетическая экспертиза крови и т.д.).

Энтомологическая экспертиза изучает некрофагов (или некробионтов, т.е. насекомых, питающихся трупами других животных) во всех фазах их жизненного цикла. В своем развитии большинство насекомых проходит четыре фазы развития: яйцо, личинка, куколка (или преимагинальные стадия) и стадия взрослого насекомого – имаго. Например, по стадиям развития мясных мух на трупе можно определить стадии разложения трупа: до 4 часов нет ни яиц ни личинок, 4-12 часов - кладки яиц, 24 часа - появление личинок, 36 ч - 3 суток - 1 неделя увеличение размеров личинок, 2 недели - начало окукливания.

Трупные явления принято делить на две стадии: ранние трупные явления (появляющиеся вскоре после наступления смерти) и поздние трупные явления (наблюдаемые спустя некоторое время после смерти). К ранним трупным изменением относятся: образования трупных пятен и трупного окоченения, охлаждение трупа, частичное высыхание трупа, трупный аутолиз. К поздним трупным явлениям относятся процессы разрушения (гниение, разрушение трупа животными, скелетирование) и консервации (мумификация, торфяное дубление, жировоск, воздействие соляных растворов, оледенение). Разрушение или консервация трупа зависят от условий, в которых находится труп, но все же наиболее часто, классически трупп подвержен полному разрушению.

В судебной медицине разработан ряд методов, определяющих давность смерти по ранним трупным явлением. С другой стороны, если труп до обнаружения пролежал несколько дней, то наиболее достоверный способ установления давности наступления смерти - это определение по разрушению трупа животными, т.е. проведение энтомологической экспертизы .

Процесс разрушения трупа носит постадийный характер, в процессе которого одна группа некробионтов замещается другими. Следовательно, по присутствию в трупе определенной группы некробионтов процесс разложения трупа подразделяют на 5 стадий:

Первая стадия – раннее микробное разложение. Ранние трупные явления заканчиваются трупным аутолизом, за которым следует стадия раннего микробного разложения. Суть процесса аутолиза (самопереваривания) трупа состоит в том, что дезорганизованные ферменты тканей после наступления смерти продолжают свое воздействие на окружающие структуры, разрушая их в той или иной степени.

Раннее микробное разложение осуществляется гнилостными бактериями, которые являются обычными обитателями кишечника человека. Там они обычно находятся в балансе с другими микроорганизмами и процессами жизнедеятельности организма, выполняют свои функции и при обычных условиях не выходят за границы мест распространения. После смерти человека все меняется, многие виды гнилостных бактерий начинают неудержимо размножаться и распространяться в теле человека, это приводит к загниванию трупа.

Первая стадия продолжается до появления яйцекладок мясных мух и появления из них личинок. Средняя продолжительность первой стадии, в зависимости от окружающей среды, колеблется от 1-5 дней.

Вторая стадия – разложение трупа личинками мух. Начинается с появления личинок мух, протекает одновременно с продолжающимся микробным разложением и завершается с окончанием развития личинок, которые уничтожают основную массу мягких тканей трупа.

Вторая и третья стадии трупного разложения, так же как и их насекомые некробионты, являются объектом энтомологической экспертизы . Из большого количества существующих насекомых наиболее часто во второй стадии разложения трупа встречаются представители отряда двукрылых, семейства - Calliphoridae, Fanniidae, Sarcophagidae, Muscidae, Piophilidae, Phoridae. Некоторые из представителей этих семейств мух в простонародье получили названия как синие мухи - имеющие яркую окраску зелёных или синих тонов с металлическим отливом (Calliphoridae); мясные мухи – похожи на комнатных мух, но значительно крупнее (Sarcophagidae), их часто можно увидеть в местах присутствия навоза, фекалий и других разлагающихся органических остатков; комнатные мухи – серые, волосатые, красноглазые – обычные домашние мухи (Muscidae). В «Практическом руководстве судебной энтомологии» изложены сроки развития некоторых видов мух, в зависимости от температуры окружающей среды. Руководствуясь данными этих таблиц, можно вычислить приблизительные сроки давности наступления смерти, в зависимости от жизненной стадии насекомого-некробионта и температуры окружающей среды (подробная метеосводка запрашивается в ближайшем к месту происшествия метеостанции).

Продолжительность второй стадии активного разложения трупа варьирует от 8 до 65 дней.

Третья стадия – разложение трупа личинками жуков. Начинается с окукливания личинок мух и продолжается появлением на трупе личинок жуков, которые уничтожают почти все оставшиеся мягкие ткани. Микробное разложение продолжается, и к нему добавляется деятельность плесневых грибов.

Жуков, присутствующих на трупе, можно разделить на две группы: 1) жуки-хищники – питающиеся личинками мух, которых на данной стадии разложения трупа находится огромное количество и 2) жуки-трупоеды – которые поедают непосредственно труп.

К жукам-хищникам, обитающим на трупах, принадлежат представители таких семейств, как стафилиниды (Staphylinidae), карапузики (Histeridae), жужелицы (Carabidae) и др. Уничтожая личинок мух, жуки-хищники задерживают разложение, так как личинки мух пожирают мягкие ткани трупа. К жукам-некрофагам, питающимся трупами, относят представителей следующих семейств: мертвоеды (Silphidae), кожееды (Dermestidae), род трупники (Saprinus, сем. Histeridae).

На трупе сначала появляются жуки-некрофаги, которые питаются трупами и откладывают в них личинки. Вслед за ними и по мере появления личинок мух (также как и личинок жуков) приходят жуки-хищники, которые поедают личинок мух и жуков, а также охотятся на взрослых особей жуков. Средняя продолжительность третьей стадии разложения трупа является около 500 дней.

Четвертая стадия – скелетирование. Скелетирование - это процесс распада трупа на кости скелета. Он начинается с момента ухода личинок жуков с останков трупа и осуществляется микроорганизмами, которые осуществляют распад скелета на отдельные кости. Продолжительность стадии колеблется от 27 до 976 дней, в зависимости от условий, в которых находится труп.

Пятая стадия – минерализация. Минерализация – это процесс разложения трупа на отдельные химические элементы и простые химические соединения. Для обычного захоронения трупов в земле (в деревянном гробу на глубину 1,5 метра) распад костной ткани, в зависимости от типа почв, составляет от 10 до 30 лет.

Эксперт, производящий энтомологическую экспертизу , должен руководствоваться следующими материалами:

  • Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18.12.2001 N 174-ФЗ.

Статья 82. Хранение вещественных доказательств.

Статья 80. Заключение и показания эксперта и специалиста

  • М. И. Марченко, В. И. Кононенко «Практическое руководство по судебной энтомологии», Харьков, 1991 г.
  • "Уголовный Кодекс Российской Федерации" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ

Статья 310. Разглашение данных предварительного расследования

  • Чайка С. Ю. 2003. «Судебная энтомология/Учебное пособие». М.: «МАКС Пресс».
  • Любовицкий А. В. Медико-криминалистические аспекты осмотра трупа. Учебно-методическое пособие. - Ижевск: Институт права, социального управления и безопасности УдГУ, 2010.
  • Приказ Минюста РФ от 14.05.2003 N 114 (ред. от 12.03.2007) "Об утверждении Перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и Перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 27.05.2003 N 4596). 12 Биологическая экспертиза. 12.2. Исследование объектов животного происхождения.